Юрате и Чесловас Норвайша, Каунас, Литва, лауреаты 1 Всесоюзного конкурса бального танца Москве, Литва

 

Юрате и Чесловас Норвайша, Каунас, Литва, лауреаты 1 Всесоюзного конкурса бального танца Москве, Литва




 

Чесловас и Юрате Норвайша, первые победители 1-го Всесоюзного конкурса  исполнителей бальных танцев в 1972 году, победители и призеры многих международных конкурсов исполнителей бальных танцев, руководители и тренеры клуба спортивного танца "Сукурис", Каунас, Литва.

Заслуженные артисты Литвы, заслуженные тренеры Литвы. Представляли Литву и Советский Союз.

 

Чесловас Норвайша родился в городе Шауляй (Литва) 7 мая 1935 г. Окончил среднюю спортивную школу (спортивная гимнастика). Закончил Медицинскую академию (лечебный факультет) в Каунасе. С 1960 по 1961 годы  хирург в каунасском онкологическом диспансере. С 1960 по 1980 годы главный врач Кардиологического санатория в Каунасе.

Юрате Норвайшене родилась в Каунасе (Литва) 19 августа 1935 года Окончила спортивную школу (спортивная гимнастика), музыкальную школу по классу фортепьяно, музыкальный техникум по классу вокала (с отличием). Закончила Медицинскую академию (лечебный факультет) в Каунасе. С 1960 по 1992 гг. преподавала в каунасской Медицинской академии. В 1972 году защитила кандидатскую диссертацию. Доцент. Имеет свыше 100 печатных трудов (книги, статьи).

Танцевальная карьера Юрате и Чесловас Норвайша началась в 1959 году в Каунасском Дворце культуры профсоюзов, в котором инженер Видас Камайтис вел курсы бального танца. Юрате и Чесловас пришли туда, чтобы научиться танцевать, считая, что каждый культурный человек должен знать азбуку танцевания, играющую немаловажную роль в жизни, особенно на вечерах отдыха, в ресторанах, в гостях у друзей. Но знаний, полученных на этих курсах, оказалось недостаточно, тем более, что и сам руководитель не блистал знаниями, окончив лишь курсы у эстонских педагогов Антса и Малэ Таел. Поэтому группа молодых инженеров, ныне знаменитых тренеров Гедиминаса Каваляускаса и других, среди которых были и новоиспеченные врачи, объединились в группу при Дворце Культуры профсоюзов г.Каунаса, с целью углубления знаний по бальным танцам. Эта группа и дала начало теперешнему клубу спортивного танца "Сукурис" ("Вихрь"). Первым его руководителем на общественных началах стал инженер Томас Петрейкис, тоже окончивший в 1959 году курсы бальных   танцев в Эстонии.

Свой первый внутренний конкурс "Сукурис" организовал в июле 1963 года. Провести семинар пригласили Антса и Малэ Таел. Эта информация из первых уст для них явилась толчком к дальнейшему совершенствованию. Уже в 1964 году на первом республиканском конкурсе Литвы, Юрате и Чесловас Норвайша стали чемпионами и по стандарту, и по латиноамерикансим танцам. Этот титул они сохраняли до 1974 года, стали профессионалами и с 1974 года по настоящее время руководителями клуба "Сукурис". Но они немного забежали вперед.

 Подлинным центром развития бальных танцев стала Прибалтика из-за благоприятной удаленности от политического центра страны. Самым значимым турниром становится международный турнир "Янтарная пара", проводимый в Каунасе (Литва) великолепной парой Чесловасом и Юрате Норвайша. Организаторам удавалось приглашать ведущих танцоров не только социалистических, но и капиталистических стран. В 1965 году клуб "Сукурис" организовал первый международный конкурс бальных танцев "Янтарная пара", в котором заграничными парами были два польских дуэта и судья Генрик Малышка. В основном же были пары из Латвии, Эстонии, России (из Ленинграда). Тогда они выиграли стандарт и проиграли, с небольшим отрывом, "латину". Неудивительно, ведь пасодоблю, например, их научил поляк Г.Малышка накануне конкурса.

Популярный спортивный танцевальный конкурс "Янтарная пара" появился благодаря Юрате и Чесловас Норвайша, организаторов спортивных танцев Литвы. Они хорошо помнит, как родилась идея этого проекта.

Профсоюзы тогдашнего Каунасского дворца былы расположены в танцевальной группе (который впоследствии стал известным танцевальный клуб "Сукурис" ("Вихрь"), в котором ведущей парой были Юрате и Чесловас Норвайши. Благодаря интенсивной подготовки в 1965 году. Литва выиграла первый чемпионат по бальным танцам, они очень быстро стали лучшими среди бальных танцоров во всем тогдашнем Советском Союзе.

"После впечатляющих достижений,отметил Чесловас Норвайша,  мы начали замечать, что во всех соседних странах уже движение. Эстония, Латвия, Польша постоянно организует различные международные чемпионаты танца, в то время как нам даже не разрешили организовать такие соревнования, в то время ощущалась острая необходимость.

Таким образом, в консультации с тогдашним мэром Каунаса Томом Петрайкисом было решено провести первый международный конкурс в Каунасе..

 Как сказала Юрате, Чесловас имея большие врожденные дипломатические способности, разработал хитроумный решение - в ближайшие дни организовать международный конкурс бальных танцев,  приурочить ко Дню Победы и пригласить в эту пору года на него соседей из Польши. Это была политика и получила официальное разрешение государственных органов на международное мероприятие.

 Да. Турнир "Янтарная пара". Появились первые танцоры из-за рубежа - Белосток. Это было похоже на чудо! Я помню, как, по их прибытии, все дружественные только снаружи на тротуаре тогдашнего "Метрополис" научились танцевать  пасодоболь, - поделился воспоминаниями  Чесловас Норвайша.

Наконец, это ежегодное соревнование стало настолько гости из Чехословакии, Восточной Германии, Москве и так после немного бального танца конкурса "Янтарная пара" слух начал распространяться по всему миру.

"После того, став чемпионом Советского Союза, у нас было намного больше государственной поддержки, но все было не так просто организовать. Для того, чтобы нам получить гостей из-за рубежа, должны были получить Министерства обороны и разрешения КГБ, потому что в то время находились в окрестностях Каунаса военные базы и военные аэродромы", - подчеркнул Чесловас Норвайша.

Турнир  "Янтарная пара" постепенно стал событием, который готовится для всего города. По решению правительства даже сформировали отдельный комитет по оказанию помощи организационных вопросов турнира. Таким образом, Каунас, наконец, был широко открыт для зарубежных стран", - добавил Чесловас Норвайша.

 Были несколько случаев, -вспоминает с улыбкой Юрате Норвайша,  когда правительство Советского Союза собиралась запретить  конкурс "Янтарная пара", как они говорили, мы "популяризируем буржуазное искусство". Несколько раз пытались изменить название конкурса, но потом все поняли, что наша страна наконец-то рождается,  появляется что-то новое и беспрецедентное.

В этом году  турниру "Янтарной паре" исполнилось 53 года. На нем практически выросли все известные пары и педагоги СССР 60-70-х годов. Так, уже в 1966 году на "Янтарной паре" танцевали Чемпионы Польши, Чехословакии, Югославии, ГДР. А еще через год в Каунасском Дворце спорта в соревнованиях участвовали Чемпионы Мира по стандарту Эрни и Майра Чат (Англия), Чемпионы Мира по латиноамериканским танцам Гани и Петер Нойбек (ФРГ), Чемпионы Мира по десяти танцам Ганс Керн и Гелга Тайсл (Австрия). После "Янтарной пары", примерно половина пар СССР танцевали вариации мировых дуэтов. Именно на этом конкурсе можно было увидеть своими глазами выступление чемпиона мира, оценить технические и хореографические новинки, прочувствовать веяния современной танцевальной моды. На "Янтарную пару" стремились попасть все.
Наиболее яркими танцевальными парами того периода были прибалты - Юрате и Чесловас Норвайша (Литва), Даля и Витас Камайтис (Литва), Пия и Ааре Орб (Эстония), Пятрас Янулявичус и Лайна Бальцевичуте (Литва. В министерстве культуры РСФСР бальные танцы считали буржуазной выдумкой. Их коллеги из министерства культуры СССР, напротив, утверждали, что настоящая культура не имеет границ, гражданства и национальности. Именно они поддерживали развитие бальных танцев: Алла Александровна Бутрова, Лидия Алексеевна Данилова, обожавшая бальные танцы; искусствовед, двигатель всех наших танцевальных дел, наш близкий друг, милейший человек Нора Белабековна Петросян; это и наш друг, тогда ответственный работник управления внешних сношений, теперешний президент ФТСР Павел Павлович Дорохов. Всем им мы обязаны своей танцевальной карьерой. 

В это время, 1968 год, Министерство культуры СССР получило от Великобритании (Британского Совета) просьбу принять на стажировку в Большой театр английскую балетную пару и взамен предлагали принять в свою страну советскую пару на стажировку в школу бального танца Алекса Мура (Alex Moor), знаменитого педагога, теоретика, по книгам которого учатся танцоры всего мира и по сей день. 

Возник вопрос: кого посылать? Всесоюзных турниров в СССР тогда еще не было. Сильнейшие пары выявлялись, в основном, на трех международных соревнованиях в Таллине, Риге и в Каунасе ("Янтарная пара"). В то время борьба за лидерство шла между Юрате и Чесловас Норвайшами и чемпионами Эстонии Арэ и Пия Орб. Норвайшам повезло, они выиграли четыре последних соревнования: в Каунасе на "Янтарной паре - 68", на международном турнире в Таллине, на третьем Прибалтийском турнире "Балтийские волны - 68", проходившем ежегодно в разных городах (Таллине, Риге, Каунасе). Выиграли они также у Арэ и Пия Орб и в нейтральной стране, ФРГ, в городе Ганновере, куда в сентябре 1967 года нас послало Министерство культуры СССР. Этот традиционный турнир "Золотой лист клена" организовал выходец из Эстонии Ганс фон Гагемейстер. Во всех этих турнирах Юрате и Чесловас Норвайша выиграли по программам 10 танцев и стали неофициально лучшей парой СССР. Это открыло нам ворота в Мекку бального мира - Лондон.

Юрате и Чесловас Норвайша часто задумывались: в чем секрет их успехов? Ведь они на 4 года позже наших тогдашних соперников начали заниматься бальными танцами. К этим победам Юрате и Чесловас Норвайши шли давно, сами того не подозревая, и не будучи еще знакомы друг с другом.

Дело в том, что Юрате и Чесловас Норвайша  серьезно занимались спортивной гимнастикой и достигли второго разряда каждый. Чесловас в городе Шяуляй, Юрате - в Каунасе. Чесловас, кроме того, занимался боксом и стал второразрядником. Разминка боксера со скакалкой прекрасно подготовила его голеностопный сустав. Юрате четыре года училась игре на фортепиано, затем с отличием окончила вокальное отделение музыкальной школы. Оба окончили студию в Каунасском медицинском институте. Медицинские студии вооружили их знаниями анатомии и физиологии человеческого тела, что играет немаловажную роль в изучении танцевальных движений.

Итак, в августе 1968 года Юрате и Чесловас Норвайша отправились в Лондон, в школу легендарного Алекса Мура. Его студия находилась в предместье Лондона, в Кингстоне на р. Темзе. Он оказался очень общительным, с глубоким чувством юмора. Дружелюбно встретил их и сразу потребовал называть его Алекс. Их он называл Чес и Юра. Все уроки оплачивал Британский Совет, их количество не было ограниченно. Поэтому Юрате и Чесловас Норвайша старались взять их как можно больше - 6-8 часов в день. Алекс Мур направлял их к самым лучшим педагогам того времени: медленный вальс они изучали у Санни Биник, Била и Боб Ирвин; танго - у Бени Толмеера; медленный фокстрот - у Боба Биоджерс и т.д. Прошел месяц, и Алекс решил, что они созрели для соревнований. В середине сентября, на противоположном берегу, в Клектоне-он-Си, проходил открытый пятнадцатый фестиваль "Новости мира". Туда, на своей машине, отвез их Алекс Мур и поселил на берегу Атлантического океана в отдельном домике со всеми удобствами. В группе аматоров соревновались 50 пар из всей Великой Британии. Судили девять английских судей. Они стали победителями этого турнира и получили переходящий Большой кубок. Победа Юрате и Чесловас Норвайша вызвала всеобщую сенсацию. Центральные британские газеты поместили наше фото с кубком и писали, что пара из Советского Союза растопляет лед холодной войны между востоком и западом. В то время, как известно (август 1968 года), СССР ввел свои войска в Чехословакию и международное напряжение достигло максимума.

В 1969 году  Юрате и Чесловас Норвайша первый раз участвовали в чемпионате Мира по десяти танцам в Граце (Австрия) и попали в десятку сильнейших, заняв 9-е место. тогда они победили всех чемпионов социалистических стран (ГДР, ПНР, ЧССР, ВНР) и обошли танцоров Бельгии, Японии, Франции, Швеции. В том же году в Венгрии на турнире "Савария - 69" по стандарту они заняли пятое место. Впереди были только лишь пары из ФРГ, Австрии, Норвегии.

На создание "правильной" танцевальной культуры в противовес "безнравственному" заграничному репертуару работала целая система, сформированная на основе государственного заказа. Приказ Екатерины Фурцевой Министра культуры СССР № 171 от 6 апреля 1970 года предписывал министерствам культуры союзных республик "принять меры к более активному внедрению советской танцевальной культуры в быт молодежи, широкой пропаганде лучших образцов новых советских и зарубежных бальных танцев, усилить контроль за программами и репертуаром музыкального сопровождения танцевальных балов, вечеров и т.п.; проявлять постоянную заботу о создании популярных советских танцев, отвечающим высоким идейно-художественным требованиям и эстетическим нормам, шире привлекать к созданию современных бальных танцев ведущих хореографов, преподавателей бальных танцев, актив художественной самодеятельности и народные хореографические коллективы, систематически производить заказы и закупку новых танцев…".

Кроме распоряжения о Первом Всесоюзном конкурсе исполнителей бальных танцев, этот документ содержал указание о проведении в 1972 году Всесоюзного конкурса на создание советских бальных танцев и музыки к ним. В то время как танцоры всех стран совершенствовали себя в десятке европейских и латиноамериканских танцев, мы искусственно изобретали шедевры, призванные, по замыслу советских идеологов, "улучшать досуг трудящихся и отвечать принципам социалистической эстетики и морали".

В СССР на Центральном телевидении продолжали вести развлекательную передачу "Танцевальный зал", которая посвящалась бальной хореографии. Первые выпуски рубрики появились на экране в 1970 году. Они помогли распространению бального танца, его новинок, красивой манеры исполнения. Передачи представляли собой к тому же приятное зрелище. Через телевидение зрители познакомились со многими бальными танцами народов нашей страны: Сударушка, Русский лирический, Туяна, Полька-янка, Картули, Ятраночка, Андижанская полька …

Интересен был путь создания телевизионных передач как вечеров молодежи. Вместе с коллективами бальных танцев ребята танцевали медленный вальс, танго, румбу…

Со временем "Танцевальный зал" стал своеобразным методическим центром для многочисленных ансамблей, кружков и студий бального танца. Зрители обращались в редакцию за советами по вопросам репертуара, музыкального сопровождения, костюмов.

Рубрики и циклы менялись год от года, менялись названия. Менялись редакторы и режиссеры, но основой продолжали оставаться выступления самодеятельных хоровых и танцевальных коллективов. В телепередаче показывали свои репертуары лучшие коллективы бальных танцев страны, среди них народный ансамбль бального танца "Каштан", Киев.

В Москве фирмой звукозаписи "Мелодия" выпущен комплект грампластинок с танцевальным репертуаром.

Заключительный тур Всесоюзного конкурса прошел с 28 июня по 2 июля 1972 года в Москве во Дворце спорта ЦСКА.

В состав жюри входили: народный артист СССР К.Сергеев (председатель жюри), Н.Дудинская, Р.Захаров, И.Сухишвили, представители Министерства культуры СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Союза композиторов СССР.

На заключительном конкурсе в Москве выступили 91 танцевальная пара. Танцоры прошли длительную дистанцию от республиканских, городских, областных, зональных, республиканских конкурсов, чтобы участвовать в финале. На начальном этапе бальными танцами занимались главным образом представители интеллигенции: студенты и инженеры. Возраст начинающих танцоров был разным: первый раз на паркет можно было выйти и в двадцать – двадцать пять лет. Кстати, это был период в полном смысле любительского танцевания, поскольку танцами занимались в свободное от работы и учебы время.

В программу были включены танцы трех групп: исторические (4), советские современные (36) и лучшие зарубежные (10). Кроме этого каждая республика выставила на конкурс созданные у себя новые бальные танцы.

1 группа танцев (советские современные):

"Русский лирический", "Сударушка", "Рид-рито", "Молдавская полька", "Йексуполька", Полька "Янка", "Саданцис", "Вару-вару", "Бия-бия", "Лаунас", "Юбилейнис", "Полька-лите", "Банга", "Дружба", "Гюльгаз", "Украинский бальный", "Украинский лирический", "Каблучки", "Гуцулка", "Украинская полька", "Казахский бальный", "Казанова", "Туяна", "Барыня", "Дагестаночка", "Корякский бальний", "Сурськие ритмы", "Башкирочка", "Орайда", "Разрешите пригласить", "Буяна", "Сибирськая полечка", "Картули", "Любимая хора", "Ланце", "Рада".

2 группа танцев (лучшие зарубежные):

"Полька" (заменили вместо танца ("Джайв"), "Медленный вальс","Танго","Венский вальс", Медленный фокстрот", "Квикстеп",  "Самба", "Ча-ча-ча", "Румба", "Пасодобль".

3 группа танцев (исторические):

"Мазурка", "Краковяк", "Венгерский бальный", "Па-дэспань".

На конкурс для показательных выступлений были приглашены гости из Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии. В показательных выступлениях участвовали Парисов П, Миндова С.- Народная Республика Болгария, Мохан Ласло и Мохан Ласлоне – Германская Демократическая Республика, Флейшер Ш, Флейшерова Л. - Чехословацкая Социалистическая Республика.

Жюри отметило несколько пар лауреатов и 40 пар дипломантов.

Украина представила такие современные бальные танцы на Всесоюзный конкурс исполнителей бальных танцев:

"Ятраночка", балетмейстер, Кривохижа А., композитор Кваша А.;

"Украинский молодежный", балетмейстер Онищенко Л., композитор Пашинский В.

Основные критерии оценки исполнения бальных танцев:

-музыкальность

-выразитльность

-техничность.

Оценка исполнителей определялась жюри закрытым голосованием. Победители стали танцевальные пары, набравшие наибольшую сумму баллов.

Среди лауреатов Первого Всесоюзного конкурса исполнителей бального танца:

Юрате и Чесловас Норвайша из Каунаса (Литовская ССР), Даля и Видас Камайтисы из Вильнюса (Литовская ССР), ленинградцы Надежда и Виктор Давыдовские (РСФСР),  Ольга и Юрий Симоновы (РСФСР), Татьяна Барабанова и Александр Захаров из Дмитровограда Ульяновской области (РСФСР), Мария Игнатова и Юрий Кострюков, город Брянск РСФСР.

Среди них Юрате и Чесловас Норвайши выделялись как бесспорные лидеры. Они были образцом, которому стремились подражать. Эта пара всегда отличалась высокой культурой исполнения и вкусом, сложной техникой. Кстати, в то время звание лауреата Всесоюзного конкурса было для советского танцора, занимающего бальными танцами, высшим титулом, к которому он мог стремиться (доступ на зарубежные турниры был закрыт). Проведение I –го Всесоюзного конкурса означало признание бальных танцев на Всесоюзном уровне.

Из 27 представленных на конкурс танцев лучшими были признаны: украинский танец "Ятраночка", литовский  "Рильо", танцы РСФСР "Разрешите пригласить", "Туяна", эстонский танец "Йоксу-полька" и латвийская "Вару-вару".

Музыкальное сопровождение проводил весь конкурс оркестр Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию "Голубой Экран" под руководством Б.Карамышева. Широкое признание нашли новые отечественные танцы "Русский лирический", "Рада", "Разрешите пригласить", "Сударушка".

Юрате и Чесловас Норвайша Чемпионы Литвы по St и La танцам с 1964 по 1974 годы.

В период с 1968 по 1974 годы Чесловас и Юрате становились победителями и призерами международных соревнований в Таллинне, Тарту, Риге, Каунасе, Вильнюсе, Варшаве, Минске, Лейпциге.

В 1974 году перешли в профессионалы и начали руководить клубом бального танца "Сукурис" ("Вихрь"). В 1974 году на чемпионате мира по стандарту в Нюрнберге (ФРГ) были в 1-2 финала одиннадцатыми. В 1978 году в Нюрнберге (ФРГ) заняли по 10 танцам восьмое место на "Grand Prix" среди профессионалов.

В 1980 году Чесловас и Юрате Норвайша вместе с Станиславом и Людмилой Поповыми, Москва организовали командную встречу с Финляндией, а в апреле 1981 - с Австрией. Из 6 пар, которые соревновались с австрийскими танцорами, 4 были из студии ДК имени Горького (Петр и Алла Чеботаревы, Владимир и Ольга Андрюкины, Алексей и Светлана Дмитриевы, Игорь Кондрашов и Юлия Пекарская), а две - из клуба "Сукурис", которым руководили в Каунасе Чесловас и Юрата Норвайша.Многочисленные зрители, собравшиеся в Венском Дворце "Штадтхалле", смогли убедится в высоком мастерстве всех советских пар, одержавших победу в командном конкурсе.

Дружеская командная встреча ведущих танцевальных пар Советского Союза и Австрии состоялась в мае 1982 года в Вильнюсе и Каунасе, Литва, также послужила повышению исполнительского мастерства, дальнейшему развитию бальной хореографии и доставила большую радость зрителям приобщением к прекрасному искусству танца.

На протяжении всей своей танцевальной карьеры участвовали более чем в 300 соревнованиях. Танцевальную карьеру закончили в 1982 году, а показательные выступления давали до 1988 года.

В эти годы создается профессиональная и любительская организации, что позволила СССР войти на международный уровень. В 1982 году создан Всесоюзный совет по бальным танцам (председатель космонавт  Л.Попов, заместитель председателя Чеслова Норвайши, председатель конкурсного сектора - Станислав Попов).

Чесловас и Юрате – судьи международной категории IDSF, а Юрате – профессиональный судья WD&DSC.

С 1965 года являлись организаторами конкурса "Янтарная пара" в Каунасе.

После завершения танцевальной карьеры остались руководителями и тренерами спортивного клуба "Сукурис" при Центре культуры Каунаса. В 2003 году клуб отметил свое 40-летие. В клубе занимается много пар из других городов Литвы, Эстонии, Латвии, России.

Подготовили двух Чемпионов Мира в St в категории: "Юниоры 2" – Андрюс Ивашаускас и Каролина Скорипскайте (в 1997 году) и в "Молодежь" Донатас Вежялис и Лина Хаткевичюте (в 1998 году).

В группе "Взрослые" Арунас Бижокас и Эдита Даниуте, ученики Юрате и Чесловас Норвайши, были третьими на Чемпионате Мира по St в 2002 году. В 2006 году пара Эдиты и Арунаса завоевывает второе место на "Blackpool Dance Festival" в стандарте. 

Чесловас и Юрате были капитанами сборной СССР по бальным танцам, которая победила на I командной встрече социалистических стран в 1979 году в Москве и в 1980 году в Бургасе (НРБ). Тренировали сборные Литвы, Болгарии, Таджикистана, Казахстана. В 1980 году Чесловас и Юрате участовали в Львове в качестве судей 1-й Всесоюзного конкурса среди мастеров международного класса "Золотой Лев-80" и украсили конкурс своим показательным выступлением.

Чесловас и Юрате снимались в фильмах Литовского, Латвийского и Эстонского телевидения, в концертных программах Центрального телевидения в Москве.

С 1973 по 2003 годы они ставили хореографию в семи спектаклях драматических театров Каунаса, Вильнюса и Шауляя.

Юрате и Чесловас Норвайша в 1974-1976 года регулярно посещали наш замечательный город Киев, проводили занятия в народном ансамбле бального танца "Каштан". Они очень дружили с руководителем ансамбля бального танца Борисом Калиниченко. Ансамбль "Каштан", Киев регулярно выступал на концертах в Каунасе, которые готовили Норвайша, выступили на различных конкурсах в Каунасе.

Традиционный 52 турнир  "Янтарная пара 2016"  проводили в начале мая. Впервые в Литве был организован Чемпионат мира Профессионального Дивизиона WDSF. Участвовали танцоры из Австрии, Польши, Италии, Украины, России, Нидерландов и Литвы.

Честь КСТ «Сукурис», руководимыми Чесловасом и Юрате Норвайша, Литвы представляла литовская танцевального пара Донатас Вежелис и Лина Чаткевичуте. Новыми Чемпионами Мира стали представители Литвы Донатас Вежелис и Лина Чаткевичуте. Их вариация на тему "Лебединого озера", подчеркнутая трансформацией платья партнерши, принесла им победу и титул новых Чемпионов мира по шоу в европейской программе среди Профессионалов WDSF PD. Донатас Вежелис и Лина Чаткевичуте  танцевали в этот вечер на таком подъеме, что от них сложно было хоть на секунду оторвать взгляд. Их оригинальная, стремительная хореография танго стала совершенно особенным впечатлением для всех поклонников по-настоящему красивого и зрелищного стандарта. Итальянцы Марко Спадафора и Эдвиге Мария Билотти и их "Семейка Адамс" вновь остановились на второй строчке. Представители России Игорь Потовин и Дарья Шевелилова с композицией "Великий Гэтсби" стали бронзовыми призерами Чемпионата мира.

6-7 мая 2017 года в Каунасе состоялся турнир "Amber Couple", по литовски "GINTARINĖ PORA", ("Янтарная пара"), один из самых знаменитых международных конкурсов по спортивным танцам, имеющий глубокие традиции в Литве. Этот престижный международный конкурс по спортивным танцам каждый год проходит в Каунасе и привлекает около 700 танцевальных пар из Бельгии, Нидерландов, Чехии, Германии, Финляндии, России, Италии, Польши, Эстонии, Латвии, Литвы, Украины, Белорусь  и других государств. Конкурс продолжается два дня,  проходит в шесть этапов.  Особенно приятно, что в качестве судьи от Украины Богдану Муж удалось разделить с большой частью Клуба спортивного танца "Эстет", город Львов. 33 спортсмена с группой родителей детей добрались до столицы танцевального спорта Литвы - город Каунас. В 28 категориях турнира приняли участие наши украинские танцоры! Это своеобразный рекорд участия пар "Эстет" в зарубежных соревнованиях. В Каунасе прошел одни из самых популярных и красивых соревнований Европы. Третий год подряд - в новом европейском спортивном помещении Kaunas Sport Arena "ZALGIRIS".

В заключении награждение победителей и Традиционные мероприятия Международные соревнования по спортивным танцам "GINTARINĖ PORA" концертная программа. Янтарная пара - это школа для молодых танцоров, это традиционный городской культурно-спортивный праздник. Инициаторы этих спортивных соревнований - Заслуженные тренеры и судьи Литовской Республики Юрате и Чесловас Норвайша, а организатор Каунасский культурный центр "Народный дом".

7 мая, на 2-й день соревнований мы все приветствовали Чесловаса с его 82-м Днем рождения. Юрате - гимнастка, музыкант, вокалиста со специальным образованием, кандидат медицинских наук, доцент с 100 научными медицинскими трудами. Я счастлив, подченкнул Богдан Муж, что могу гордо сказать - уже 42 года я знаком с этими легендарными, чрезвычайно скромными, искренними и приветливыми людьми. И на этот раз клуб "Эстет"  показал достойные результаты. Большое количество медалей и кубков, полученных нашими танцорами, дополнили захватывающие впечатления от участия в соревнованиях и, традиционной для всех поездок, прогулки по старинному городу. Невероятной красоты заключительная гала-программа в сопровождении финальных соревнований прекрасного оркестра с его вокалистами стала апофеозом турнира "Gintarine Pora 2017".

Юрате и Чесловас подготовили пять TV  шоу о клубе "Сукурис".

Заслуженные артисты Литвы (в 1985 г.), заслуженные тренеры Литвы (в 1996 г).

Награждены:

медалями Департамента спорта и культуры при Правительстве Литвы "За высокие спортивные достижения"(1992 – 2003 гг.);

          орденами Великого князя Литвы Гедиминаса (в 1996 г.) В 2003 г. Юрате признана "самой заслуженной женщиной" Каунаса.

Чесловас Норвайша – кинолюбитель. Его фильм (35 мм) "Цена ботинок" был отмечен Золотым призом на фестивале в Люксембурге.

Юрате Норвайшене – певица, участница международных конкурсов певцов-любителей.

Живут и работают в Каунасе.

19 мая 2017 года Чесловас и Юрате удостоены звания "Почетный гражданин города Каунас" в Каунасской Ратуше.

Решение о предоставлении почетного гражданина Каунаса Юрате и Чесловас Норвайша, принято городским советом Каунаса. Как правило, на протяжении многих лет, эта важная награда вручается только одному человеку, но на этот раз сделал исключение. "Регалии должны были быть доставлены только моему мужу, сказала Юрате Норвайшене, но он отказался быть объявлен почетным гражданином без меня, они сказали, что в течение многих лет мы вместе, поэтому мы должны оценивать и быть вместе", - сказал Чесловас Норвайша. Они уже 58 лет живут в браке. В Каунасе звания почетные граждане Каунаса удостоены всего 26 человек, в том числе только две женщины.



Обновлен 25 мая 2017. Создан 14 апр 2013