История развития бальных танцев в Советском Союзе. Лучшие танцоры.

 
 

История развития бальных танцев в Советском Союзе. Лучшие танцоры.




История развития бальных танцев в Советском Союзе. Лучшие танцоры.

 

Акуленок С. В. Главы из книги "Кто есть кто?" (Многотомное издание, выпуск 5, том 2, 2003 г., Москва, Международный объединенный биографический центр)

 

История развития бальных танцев в СССР и России (часть 1)

В то время как в Европе в 1930-е годы бальные танцы завоевали настолько прочные по История развития бальных танцев в СССР и России. Александр Дегтяренкозиции, что регулярно проводились открытые чемпионаты разных стран (прежде всего - Великобритании в Блэкпуле), а также официальные соревнования – чемпионаты Европы и мира, в СССР бальные танцы были все еще уделом энтузиастов. В начале 1930-х в Москве появились курсы, готовившие преподавателей бальных и западных танцев (говоря современным языком - европейских и латиноамериканских). За два года ежедневных занятий учащиеся получали весьма основательную подготовку и становились хорошими специалистами. Первые курсы открылись в "Метрополе". Среди их выпускников - Александр Азаров, Зинаида Бархатова, Зинаида Резникова и Александр Дегтяренко, сыгравший позднее огромную роль в развитии бальных танцев в нашей стране. В 1935 году такие же курсы открылись в ЦПКиО имени Горького (ими руководил декан ГИТИСа А.В. Шатин). Их окончили Сергей Жуков, Регина Школьникова, Василий Жуков, каждый из которых оставил след в мире бального танца страны. Многие молодые педагоги стали затем учителями танцев в общеобразовательных школах, детских Домах культуры и ДК при московских предприятиях, в школах танцев при московских парках.

Фото 1: Александр Дегтяренко (второй справа) в судейской бригаде международного конкурса "Янтарная пара-70". Каунас

Но начало развитию бальных танцев в Советском Союзе как вида соревновательной деятельности положил конкурс, который был проведен в 1957 году в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Колонном зале Дома Союзов. Все на нем было впервые. Во-первых, сама организация на таком высоком уровне. Затем приглашение для участия в конкурсе зарубежных пар, включая танцоров западных стран. И, наконец, расширенный интернациональный состав судейской бригады конкурса. Советские пары отсеялись в первом туре. Первое место в европейской программе заняла пара из Великобритании Марион и Норман Гранде. Для участия в показательных выступлениях была приглашена лучшая на то время пара в европейской программе, чемпионы Европы (чемпионаты мира с 1950 по 1959 год не проводились) Гарри и Дорин Смит-Хэмпшир. Гости конкурса оказали паре такой оглушительный прием (аплодисменты длились четверть часа), что, по словам Гарри Смит-Хэмпшира, с такой реакцией зрителей они столкнулись впервые. Пара была приглашена на прием в Кремль, где присутствовали члены Политбюро, включая Никиту Сергеевича Хрущева. Для педагогов и танцоров Гарри и Дорин Смит-Хэмпшир прочитали лекции по общественному и конкурсному танцу, которые были записаны и сняты на кинокамеры. Все это в совокупности с телевизионными и кинозаписями их выступлений способствовало возникновению той "искры", которая позднее превратилась в очаг энтузиазма.

В 1960-е годы в развитии бальных танцев в СССР, России началась новая эпоха. Это связано с созданием в Москве первого в России танцевального клуба (тогда это называлось студией бальных танцев) под руководством Александра Дегтяренко (до этого он возглавлял школу массового бального танца). Речь шла уже не просто о бальных, а о конкурсных бальных танцах, центральным звеном которых была международная программа. Студия, возникшая в Доме учителя в 1962 году, называлась "Студия 62", затем она была переименована в клуб "Созвездие". В первые годы учениками (кстати, прошедшими строгий конкурсный отбор) стали Бруно Белоусов, Виктор Попов, Альфред и Нина Бартель, Сергей Кошелев и Ангелина Монакова, Леонид Магазинер и Валентина Бородачева, Владимир Юдин и Людмила Самохвалова, позднее - Владимир и Людмила Самородские, Татьяна и Валерий Раздрогины, Лариса и Владимир Кузнецовы.

В то время бальные танцы относились к сфере культуры и курировались двумя министерствами культуры. Министерство СССР поддерживало развитие бального танца (А.Н. Демченко, Л.А. Данилова, А.И. Мальцев), а министерство РСФСР, считая, что и в самом бальном танце и в костюмах танцоров много проявления буржуазности и западного образа жизни, этому препятствовало. Девизом республиканского министерства стало выражение его министра В. Стриганова - "Советский человек должен танцевать по-советски!" История развития бальных танцев в СССР и России

Фото 2: Кремлевский Дворец съездов. Выступление в концертной программе. В. Попов – Е. Христенко, А. и Н. Бартель, А. Магазинер – В. Бородачека, В. Юдин – Т. Самохвалова, В. Степкин – И. Щеголева. 1963 г.

Александра Дегтяренко, всю жизнь посвятившего бальному танцу, называли "проводником буржуазной идеологии" (как и всех его сподвижников, коллег и учеников). Он оказался в непростой ситуации. А. Дегтяренко вел работу в своей студии и ездил по линии министерства СССР судить международные конкурсы, но основным местом его работы был Московский институт культуры (старший преподаватель по бальному танцу), находившийся в ведении министерства культуры РСФСР. Несмотря на многочисленные тяжелые жизненные испытания, Дегтяренко всегда оставался оптимистом. Он был необыкновенно красивым внешне и внутренне человеком (кстати, прошел всю Великую Отечественную войну). Но травля сказалась на его здоровье, и он ушел из жизни в 1984 году.

В то время практически все педагоги по бальному танцу и ведущие танцоры вышли из недр Дома учителя. Они работали в сложных условиях, с большим трудом получая необходимые материалы. В основном это была переводная литература. Для многих из них настольными книгами стали книги Уолтера Лейэрда и Алекса Мура. Переводились и тоже досконально изучались журналы серии "Letter service", "Ballroom Dancing Times", издаваемые в Англии, а также "Танечны листы", издаваемые в Чехословакии. Кинозаписи выступлений лучших пар мира были практически недоступны. Проведение семинаров с известными педагогами, не говоря уже об индивидуальных урока (наглядная демонстрация – необходимый элемент обучения танцу, в частности, бальному), оставалось недосягаемой мечтой. В этих условиях семинары для учителей бального танца с приглашением педагогов из ГДР, ЧССР и ФРГ, которые организовывал А. Дегтяренко были исключением.

Позднее ведущие исполнители студии при Доме учителя Бруно и Марина Белоусовы создали в Москве в 1966 году свой клуб в ДК "Химик", также ставший знаковым в развитии бальных танцев. В этом клубе занимались Виктор Попов, Александр и Елена Чекоткины, Станислав и Людмила Поповы (1967-70), Владимир Стеклянников, Аркадий Белгородский, Виктор Донской и другие. В тот период в Москве конкурсных пар было немного, а тех, которые демонстрировали высокий уровень мастерства вообще единицы. По существующей международной классификации, включающей классы "Е", "Д", "С", "В", "А", "М", "S", только одна пара танцевала по "В" классу – Бруно и Марина Белоусовы, одна по "С" классу – Александр и Елена Чекоткины, и около 12-15 пар танцевали по "Д" классу.

В 1960-е годы клубы бальных танцев начали создаваться и в других городах страны. Стали проводиться первые московские, всероссийские и всесоюзные конкурсы. В 1965 году Министерство культуры РСФСР объявило о проведении I Всероссийского конкурса исполнителей бального танца. Он проходил поэтапно в разных городах России. Заключительный этап I Московского конкурса исполнителей бального танца состоялся 18 апреля 1965 года в ЦПКиО имени Горького.

Подлинным центром развития бальных танцев в те годы стала Прибалтика. Этому способствовали и национальные традиции, и исторические условия, благодаря которым Прибалтика всегда стояла особняком среди других регионов СССР, и благоприятная удаленность от политического центра страны. С конца 60-х годов самым значимым турниром становится международный турнир "Янтарная пара" (1968), проводимый в Каунасе (Литва) великолепной парой Чесловасом и Юрате Норвайша. Организаторам удавалось приглашать ведущих танцоров не только социалистических, но и капиталистических стран. Именно на этом конкурсе можно было увидеть своими глазами выступление чемпиона мира, оценить технические и хореографические новинки, прочувствовать веяния современной танцевальной моды. На "Янтарную пару" стремились попасть все.

Были и другие прибалтийские турниры: "Старый Таллин", "Таллинская весна", "Рижская осень", "Вильнюс", "Каунасская весна" и т. д. Среди их первых организаторов: Антс и Мале Таел, Хельга и Лео Мыттус, позднее Ааво и Тамара Лосман, Томас Петрейкис, Чесловас и Юрате Норвайша, Айвар Веверис, Ингрида Саулите, Игорь Белянский, Гунтис Озолиньш.

Наиболее яркими танцевальными парами того периода были прибалты - Юрате и Чесловас Норвайша (Литва), Даля и Витас Камайтис (Литва), Пия и Ааре Орб (Эстония), Пятрас Янулявичус и Лайна Бальцевичуте (Литва). Среди российских городов центром танцевания стал Ленинград - там лидировали Владимир Павлов и Элла Левицкая, Анатолий и Лариса Хамрителевы, Виктор и Татьяна Золотоверхие, Виктор и Надежда Давидовские, Юрий и Ольга Симоновы. В Москве всеобщее внимание привлекали Бруно и Марина Белоусовы, Александр и Елена Чекоткины, Сергей Кошелев и Ангелина Монакова.

Наряду с танцами, традиционно входившими в международную конкурсную программу, в СССР существовала еще и чисто советская программа, обязательная для исполнения. Она включала танцы народов СССР, точнее – стилизацию под бальные народных фольклорных танцев. Среди них: "Сударушка", "Русский лирический", "Риллио" (литовский), "Вару-вару" (латышский) и другие, всего около 150 танцев. Созданная в нагрузку к конкурсным бальным танцам из идеологических соображений ("Если они хотят, чтобы мы танцевали их танцы, пусть они танцуют наши танцы", – позиция отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС), эта программа по-разному оценивается самими танцорами, ее исполнявшими. Разброс мнений большой, начиная от определения этих танцев как мертворожденных, ничего не дающих ни уму, ни сердцу, до признания их роли в расширении кругозора танцоров и приобретении необходимых знаний в хореографии, которые пригодились уже в более позднее время. Просуществовала эта программа до конца 80-х годов.

На начальном этапе бальными танцами занимались главным образом представители интеллигенции: студенты и инженеры. Возраст начинающих танцоров был разным: первый раз на паркет можно было выйти и в двадцать –двадцать пять лет. Кстати, это был период в полном смысле любительского танцевания, поскольку танцами занимались в свободное от работы и учебы время. В 1970-е годы этот период заканчивается. С ростом объема информации, усложнением программ танцорам требуется все больше времени проводить на паркете, и даже в мыслях не отвлекаться от любимого дела. Вот почему практически все ведущие танцоры начинают вести педагогическую работу в танцевальных студиях.

Фото 3: Антс и Мале Таэль принимают гостей-танцоров у себя на даче

Это было время, когда в нашей стране еще не существовало как на Западе деления танцоров на любителей и профессионалов. Да и самих организаций, объединяющих танцоров, тоже не было. Тем не менее, общественный интерес к бальным танцам был настолько высок, что на телевидении появились посвященные им передачи: "Танцуйте с нами" (ведущий Леонид Школьников) и "Танцевальный зал".

1970-е годы стали для бальных танцев временем, которое можно определить как борьба за выживание. Идеологические органы объявили им откровенную войну. Особенно напряженная ситуация сложилась в Москве. В то же время жизнь и красота брали свое: по всей стране шел рост числа клубов бальных танцев. Они появлялись теперь уже не только в Прибалтике, которая продолжала демонстрировать высокий уровень танцевания (здесь работали такие известные тренеры как Антс и Мале Таэль, Хельга и Лео Мыттус, Таллинн; Томас Пятрейкис, Каунас; Илгвар Калниньш, Айвар Веверис, Игорь Билянский, Рига; Пеен Ридали, Тарту ), но и Ленинграде, Горьком (Гунтис Озолиньш и Рудите Озолиня), Минске, Ростове, Таганроге (Макс Кац), Киеве (Валерий Корзинин, Борис Калиниченко), Новосибирске (Геннадий Мальков, Александра Шестакова) и других городов.

Несмотря на общую "душную" атмосферу, именно в этот период проходили конкурсы, подготовившие события, которые изменили статус бальных танцев в нашей стране. К числу таких можно отнести проведенный в 1972 году в Академгородке, оплоте либеральных идей и движений, конкурс "Золотая долина". Среди членов его жюри был Геннадий Алференко, впоследствии сопредседатель попечительского совета Кубка мира в Кремле. В 1972 года состоялось исключительное по своей важности событие - I Всесоюзный конкурс бальных танцев с включением танцев международной программы. Он проходил в Москве в Ледовом Дворце спорта ЦСКА (заключительный этап, который собрал 180 участников). Его учредителями выступили министерство культуры СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Программа конкурса состояла из нескольких частей: международной (10 танцев, но вместо джайва включалась полька), исторической (4 танца) и советской (36 танцев). Блестяще выступили Чесловас и Юрате Норвайши. Все финалисты, Чесловас и Юрате Норвайша, Витас и Даля Камайтис, Виктор и Надежда Давидовские, Юрий и Ольга Симоновы, Юрий Кострюков и Мария Игнатова, Александр Захаров и Татьяна Барабанова, получили звание лауреатов, но Норвайши выделялись как бесспорные лидеры. Норвайши были образцом, которому стремились подражать. Эта пара всегда отличалась высокой культурой исполнения и вкусом, сложной техникой. Кстати, в то время звание лауреата Всесоюзного конкурса было для советского танцора, занимающего бальными танцами, высшим титулом, к которому он мог стремиться (доступ на зарубежные турниры был закрыт). Проведение I Всесоюзного конкурса означало признание бальных танцев на союзном уровне.

О том, насколько напряженная ситуация складывалась вокруг бальных танцев, свидетельствует организованный в 1974-75 годах Верой Игнатьевой конкурс на ВДНХ СССР в павильоне "Животноводство". Он проводился только по международной конкурсной программе, исключая советскую. Реакция "верхов" была однозначной. Пары, участвовавшие в нем, были не допущены до II Всесоюзного конкурса, а сама организатор испытала очень серьезное давление со стороны вышестоящих инстанций. Далее см. часть 2

_______________________________________________

Акуленок С. В. Главы из книги "Кто есть кто?" (Многотомное издание, выпуск 5, том 2, 2003 г., Москва, Международный объединенный биографический центр)

 

История развития бальных танцев в СССР и России (часть 2) см. часть 1

О том, насколько напряженная ситуация складывалась вокруг бальных танцев, свидетельствует организованный в 1974-75 годах Верой Игнатьевой конкурс на ВДНХ СССР в павильоне "Животноводство". Он проводился только по международной конкурсной прог История развития бальных танцев в СССР и Россиирамме, исключая советскую. Реакция "верхов" была однозначной. Пары, участвовавшие в нем, были не допущены до II Всесоюзного конкурса, а сама организатор испытала очень серьезное давление со стороны вышестоящих инстанций.

В 1975 году в Киеве прошел II Всесоюзный конкурс. Он привлек огромное число танцоров и проходил в несколько этапов с отборочными турами. Жюри возглавляли Константин Сергеев, художественный руководитель Ленинградского хореографического училища имени А.Я. Вагановой и И. Сухишвили, художественный руководитель Государственного ансамбля народного танца Грузии. Да, и из остальных членов жюри, прекрасных специалистов в области балета и народного танца, только двое были специалистами в области бального танца. Профессиональная система судейства в те годы еще не сформировалась. Участники конкурса исполняли по три танца из двух групп (из восьми танцев советской и международной программ) по выбору. Победителями этого конкурса стали Станислав и Людмила Поповы. Они продемонстрировали безоговорочное преимущество и в международном, и в советском разделах. Одними из первых Поповы стали уделять самое пристальное внимание не только хореографической, но и психологической подго История развития бальных танцев в СССР и Россиитовке, а также костюмам. С этого момента можно говорить о начале эпохи Станислава и Людмилы Поповых. Более десяти лет они держали пальму первенства на всех крупнейших конкурсах.

Фото 1: Конкурс в Огре. Латвия, 1974 г. Фото 2: Станислав и Людмила Поповы на конкурсе "Дрезден-78"

Противоречивые 1970-е годы знаменуют собой подъем московской школы танцевания. По существующей в то время классификации в Москве появились пары международного класса. Первыми стали Бруно и Марина Белоусовы, Александр и Елена Чекоткины, вслед за ними Станислав и Людмила Поповы, Сергей Кошелев и Ангелина Дегтяренко (Монакова). В 1971 году Станислав и Людмила Поповы организовали танцевальную студию при ДК имени Горького, давшую целую плеяду прекрасных танцоров. Московская школа закрепляет за собой лидирующие в стране позиции, которые сохраняет до сих пор.

Тот же 1975 год отмечен еще одним знаменательным событием в танцевальной жизни - началом проведения официальных чемпионатов социалистических стран. Наконец-то советские танцоры получили возможность не от случая к случаю, а систематически встречаться на паркете с зарубежными парами. Учитывая существовавший в то время дефицит информации, это было чрезвычайно важно. Первый чемпионат прошел в Карлмарксштадте (ГДР), правда, пока еще без участия советских танцоров. Но следующий чемпионат, в 1976 году, ознаменовался не только первым выступлением на нем советских пар, но и их замечательными результатами. В St третье место заняли Видас и Даля Камайтис, а в La третьими стали Станислав и Людмила Поповы. Пятыми в обеих программах были Виктор и Надежда Давидовские (в каждой программе от страны могли выступать по две пары).

В 1979 году в Москве произошло событие, значение которого трудно переоценить – впервые Советский Союз принимала чемпионат социалистических стран. От страны-организатора в жюри IV чемпионата вошел Александр Дегтяренко. Впервые в программу были включены танцы "Полька" и "Риллио". Советские танцоры показали прекрасные результаты. Победителями в европейской программе стали Видас и Даля Камайтис, а в латиноамериканской – Станислав и Людмила Поповы, также выигравшие еще и программу 10 танцев. Конкурс проходил в переполненном УСЗ "Дружба", только что построенном к Олимпийским играм 1980 года Турнир продемонстрировал, что, несмотря на условия изоляции, бальные танцы в нашей стране поднялись на высокий уровень развития.

В этот период продолжают успешно выступать Норвайши (в 1974 году они стали первой в СССР профессиональной парой), Камайтисы, Поповы, Давидовские, Симоновы. Появляются новые пары: Ромуальдес и Скайсте Идзелявичус, Станислав Шкляр и Ирина Чубарец, Михаил и Надежда Бирун, Арне и Пия Сандберг и др.

1970-е годы отмечены очень важным фактом в истории бальных танцев: в нашей стране сформировалась система управления бальными танцами (профессиональных и любительских организаций еще не было), включающая в себя три элемента. На примере Москвы это выглядело так. В системе профсоюзов создаются общественные советы. При Доме самодеятельного творчества в рамках совета организуется секция педагогов бального танца, председателем которой был Станислав Попов. В работе секции принимали участие Ангелина Дегтяренко, Валерий Раздрогин, Владимир Кузнецов, Евгения Калиничева, Петр Чеботарев. Методистом по бальному танцу работал Валерий Гулай (в настоящее время президент Московской федерации танцевального спорта). Эта секция в рамках совета, была основной общественной организацией по бальному танцу. Она занималась календарем турниров, анализом проведенных конкурсов, регистрацией исполнителей и судей, решала многие творческие вопросы.

Немного позднее в системе образования возник аналогичный совет, в котором методистом по бальным танцам работал Алексей Кочетков (в настоящее время руководитель ТСК при МГДТДиЮ). В системе государственных органов бальными танцами в управлении культуры Москвы занимался Виктор Донской. В целом развитие бальных танцев "всерьез" курировалось отделами пропаганды и культуры партийных органов разного уровня вплоть до ЦК КПСС.

Фото 3: Конкурс "Савария". Венгрия, 1978 г.

Наряду с конкурсами исполнителей бальных танцев в 1970-е годы Министерством культуры РСФСР проводились смотры-конкурсы танцевальных площадок. На них определялись лауреаты и дипломанты по нескольким позициям: ансамбли История развития бальных танцев в СССР и Россиибального танца; оркестры, сопровождающие танцевальные вечера; распорядители танцевальных вечеров; танцевальные площадки (кстати, существовали нормативы: на каждую пару должно было приходиться не менее 3 кв. м танцевальной площадки, а цена месячного абонемента на обучение составляла от 3 до 5 руб.).

Развиваясь в сфере культуры, бальные танцы в конце 1970-х годов делали первые шаги в направлении той сферы, в которую полностью перейдут в 1990-е годы, - сферы спорта. В Государственный комитет по физической культуре и спорту была предоставлена "Справка о спортивных танцах на паркете", подписанная Чесловасом и Юрате Норвайша, Бруно Белоусовым, Станиславом Поповым, Александром Чекоткиным и Леонидом Магазинером. Как результат - впервые в Единой спортивной классификации на 1977-80 годы появилась строка – "спортивные танцы".

Заканчивая разговор о 1970-х годах нельзя не вспомнить о прессинге со стороны вышестоящих органов, следивших не только за проведением конкурсов бальных танцев и работой танцевальных клубов, но даже и за костюмами танцоров. Границы дозволенного были узкими и во многом не отвечали традициям бальных танцев. Стиль приходилось выдерживать, без преувеличения, в борьбе - притом, что специализированных магазинов не было, и танцоры изобретали все необходимое сами: красили куриные перья под "страуса", гранили "фирменные" блестки, вместо телесной ткани использовали чулки и для получения загара брали не специальные средства, а марганцовку и чай. "Фирменная" обувь приобреталась в комиссионных магазинах.

Энтузиазм, искренняя преданность и бескорыстное служение своему делу формировало особую атмосферу в самой танцевальной среде. И в частности, на конкурсах. Скажем, ни с чем не сравнимая возможность в неформальном общении на банкете после турнира завязывать дружеские отношения. Недавние соперники, победители и побежденные вместе участвовали в действиях, очень часто напоминающих капустник.

1980-е годы – новый этап: советские пары стали регулярно принимать участие в международных турнирах в социалистических странах. С конца 1980-х годов - начала 1990-х годов лучшие пары страны начинают регулярно представлять СССР на официальных любительских и профессиональных турнирах (чемпионатах мира и Европы по St, La и 10 танцам). До этого времени выступления носили нерегулярный характер и касались только профессионалов, которые получали личные приглашения от организаторов турниров. Любители такого права до 1989 года не имели.

Продолжают танцевать Станислав и Людмила Поповы (до 1988 г.). Активно работает их клуб, из которого вышли такие талантливые пары, как Петр и Алла Чеботаревы, Владимир и Ольга Андрюкины, Алексей и Светлана Дмитриевы, Артур и Мария Лобовы, Талят и Марина Тарсиновы, Игорь и Иветта Кондрашовы, Владимир и Елена Колобовы, Леонид Плетнев и Виана Ариф. Яркие пары появляются и в других клубах: Александр Мельников и Ирина Соломатина, Виктор Никовский и Лариса Давыдова, Сергей и Елена Числовы, Арландас Модзеляускас и Эгле Сагатаусайте, Юрис и Бируте Бауманис.

Любительской парой, добившейся в период с конца 80-х гг. до первой половины 1990-х годов наивысших результатов, стала пара Александр Мельников и Ирина Соломатина.

В 1980-81 годах прошли командные встречи танцоров СССР с танцорами Финляндии и Австрии, организованные Чесловасом и Юрате Норвайшами и Станиславом и Людмилой Поповыми. А в 1988 году - командная встреча СССР – Канада – США (в Сан-Диего). В составе советской команды были Артур и Мария Лобовы, Владимир и Елена Колобовы, Леонид Плетнев и Виана Ариф, Игорь и Ирина Суворовы.

В 1980- е годы продолжился процесс формирования той организационной структуры бальных танцев, которая существует в России и по сей день. В ее основе лежит клубная система, примерно такая же, что и в Германии и Италии (в Англии бальные танцы организованы по-иному). В связи с этим нельзя не вспомнить создание в 1988 году объединения "Ритм" на базе уже существовавшего с 1977 года клуба "726", которым руководили Петр и Алла Чеботаревы. Это творческое объединение можно считать уникальным по числу подготовленных им высококлассных танцоров. Большинство из них, закончив танцевальную, начали педагогическую карьеру, создав в 1990-е годы свои собственные клубы: "Русский клуб" Виктора Никовского и Ларисы Давыдовой, "Линия" Александра Мельникова и Ирины Соломатиной, "Людмила" Михаила и Людмилы Фраткиных, "Джем" Сергея Числова, "Меридиан" Ольги Глушко, "Мелисса" Александра Шишкова, "726" Владимира Селиванова, "Триада" Ильи Данилова и Татьяны Рыбалко, "Латинский квартал" Сергея Дуванова и Светланы Тверьянович, "Елена" Елены Поляковой и др. В настоящее время клубом руководят Петр Чеботарев и Галина Привалова.

1980-е годы отмечены знаковым событием в истории бальных танцев: в стране создаются профессиональная и любительская организации, что позволило СССР выйти на международный уровень и влиться в существовавшую в то время международную структуру международных организаций. В свою очередь это дало возможность танцорам почувствовать се История развития бальных танцев в СССР и Россиибя участниками единого мирового танцевального процесса.

Фото 4: Чемпионат социалистических стран. Москва, 1979 г. Команда СССР – победитель конкурса. Слева направо: Юрате Норвайша (капитан), Надежда и Виктор Давидовские, Даля и Видас Камайтис, Станислав и Людмила Поповы, Чесловас Норвайша (капитан)

В 1982 году создается Всесоюзный совет по бальным танцам (председатель - космонавт Л. Попов, зам. председателя - Ч. Норвайша, председатель конкурсного сектора – С. Попов) и Московская городская секция педагогов бального танца (председатель - Станислав Попов).

В 1988 году учреждается Ассоциация профессиональных исполнителей и учителей бального танца (АПИУБТ) и Ассоциация бального танца (АБТ СССР) (см. раздел "Русский танцевальный союз"). В 1990-е годы эти организации были преобразованы, соответственно, в Русский танцевальный союз (РТС) и Федерацию танцевального спорта России (ФТСР). РТС стал полноправным членом международной профессиональной организации WD&DSC (Всемирный совет по танцам и танцевальному спорту), а ФТСР - международной любительской организации IDSF ( Международная федерация по танцевальному спорту). Начиная с этого момента, танцоры и педагоги разделились в нашей стране на "профессионалов" и "любителей" в соответствии со своей принадлежностью к той или иной организации.

3-4 октября 1988 года – особые дни в истории отечественных бальных танцев: проводится первый Всесоюзный конкурс (организатор Станислав Попов). Впервые на конкурсе такого уровня была исключена советская программа. Танцоры соревновались в исполнении только европейских и латиноамериканских танцев. Соревнование еще не называлось чемпионатом, но его первых победителей все же, наверное, можно назвать первыми чемпионами страны среди профессионалов. В европейской программе ими стали Станислав и Людмила Поповы, а в латиноамериканской – Юрис и Бируте Бауманис (Рига). В конкурсе шоу-программ в европейском шоу первое место заняли Станислав и Людмила Поповы, а в латиноамериканском - Талят и Марина Тарсиновы.

Декабрь 1988 года – еще одно судьбоносное событие: на Малой спортивной арене Лужников проводится I Московск История развития бальных танцев в СССР и Россииий международный конкурс профессионалов с участием ведущих танцевальных дуэтов мира. На нем медленным вальсом завершают свою танцевальную карьеру организаторы этого турнира Станислав и Людмила Поповы. Победителями в St стала пара из Дании Глэн Вайс и Джилиан Тикет. В La победителями стали Манфред и Катя Кобер (ФРГ). Среди советских пар, принимавших участие в этом турнире, были Петр и Алла Чеботаревы, Талят и Марина Тарсиновы, Владимир и Ольга Андрюкины, Игорь и Иветта Кондрашовы и многие другие известные танцевальные дуэты.

Фото 5: Кубок "Прага концерт". Чехословакия, 1986 г. Слева направо: Людмила и Станислав Поповы, Анне и Ханс Лаксхольм (Дания), Елена и Павел Дворжак (Чехословакия)

В программе гала-концерта приняли участие со своим шоу "Латинская фантазия II" в прошлом двухкратные чемпионы мира среди профессионалов в La Эспен и Кирстен Салберг и пятикратные чемпионы мира Алан и Хейзел Флетчер. Шоу этих выдающихся мастеров бального танца не просто потрясло московскую публику, но и дало колоссальный творческий импульс танцорам.

II Московский международный турнир прошел в Москве в 1990 году. Европейскую программу выиграли Дэннис Трамбле и Адель Престон (Великобритания). В латинском турнире побеждают призеры чемпионатов мира Джон и Надя Эфтедал (Норвегия). Из российских танцоров в финал обеих программ вышли Геннадий Гунько и Алла Чеботарева, Талят и Марина Тарсиновы.

Последние десятилетия ХХ века – начальные годы III тысячелетия ознаменованы активным включением России в международное танцевальное сообщество. Во второй половине 1990-х годов российские танцоры - и профессионалы, и любители - начинают завоевывать ведущие позиции на крупнейших международных турнирах. В любительском танцевании бурно развивается детское и юниорское, что составляет одно из отличий танцевального спорта России от других стран. Во всем мире бальные танцы окончательно переходят в спортивное русло. В нашей стране формируется соответствующая этому система турниров, охватывающая уровни, начиная с клубного и заканчивая всероссийским. Наряду с ежегодными официальными чемпионатами по всем возрастным категориям (Дети I, II, Юниоры I,II, Молодежь, Взрослые) проводятся и другие крупные соревнования такие как Russian Open (первые два турнира - организатор В.Гулай, а позднее ФТСР), Кубок "Спартака" (организатор А. Миндель) и др. Подготовку лучших российских пар осуществляют ведущие российские педагоги. Среди них: Алла Чеботарева, Виктор Никовский и Лариса Давыдова, Александр Мельников и Ирина Соломатина, Владимир и Елена Колобовы, Игорь и Иветта Кондрашовы, Илья Данилов и Татьяна Рыбалко, Сергей Дуванов и Светлана Тверьянович. Появляются и первые российские чемпионы мира в категориях Юниоры, Молодежь и Взрослые (трехкратные чемпионы мира в 10 танцах в категории Взрослые Марат Гимаев и Алина Басюк, чемпионы Европы и вице - чемпионы мира в латиноамериканской программе в категории Взрослые Дмитрий Тимохин и Анна Безикова).

Для российских танцоров становятся доступны все международные турниры. Прежде всего, крупнейшие из них: Блэкпульский танцевальный фестиваль (Англия), International, UK (оба Англия), Открытый чемпионат Германии (Манхайм), Открытый чемпионат Голландии (Слагхарен, а позднее Ассен), Открытый чемпионат США (Майами) и т. д.

В международных танцевальных кругах (что находит отражение и на национальном уровне), появляется идея о включении танцевального спорта в Олимпийские Игры. IDSF признается МОК и становится членом GAISF (Генеральная ассоциация международных спортивных федераций) и IWGA (Международная ассоциация Мировых игр). Спортивные танцы включаются в программу World Games, но вопрос об их вхождении в олимпийское движение в силу объективных причин остается открытым.

В профессиональной среде в этот период регулярно проводятся наряду с национальными, международные турниры с участием звезд танцевального спорта (III Московский международный конкурс в 1992 году, IV Московский международный конкурс в 1994 году, начиная с 1995 года Кубки мира).

Начало XXI века ознаменовалось для российских профессионалов дальнейшим укреплением своих позиций в мировом танце. Впервые российские профессионалы Сергей Рюпин и Елена Хворова вошли в финал чемпионата мира по La в 2000 году, стали бронзовыми призерами чемпионата Европы в 2002 году, завоевали титул чемпионов ми История развития бальных танцев в СССР и Россиира в латиноамериканском сэквее в 2003 году Впервые российская пара Дмитрий Тимохин и Анна Безикова вышла в финал Блэкпульского фестиваля по латиноамериканским танцам (2003). Впервые российские профессионалы участвовали в командной встрече на Блэкпульском фестивале (2002).

Фото 6: Советские и американские профессиональные танцоры в Ленинграде, 1991 г. В центре – Руфус Дастин (хореограф американской команды) и Станислав и Людмила Поповы

Впервые Россия стала организатором проведения чемпионатов Европы по St в 2001 году в Москве, чемпионата Европы по La в 2002 году в Санкт-Петербурге и чемпионата мира по La сэквею в 2003 году в Москве.

Впервые президент РТС Станислав Попов избран вице-президентом WD&DSC в 2003 году, а Алексей Беляев заместителем председателя Комитета по общественному танцу WD&DSC.

История бальных танцев: Акуленок С. В. Главы из книги "Кто есть кто?" (Многотомное издание, выпуск 5, том 2, 2003 г., Москва, Международный объединенный биографический центр)

 

Чесловас и Юрате Норвайша

 

Чесловас Норвайша родился в г. Шауляй (Литва) 5 июля 1935 г. Окончил среднюю спортивную школу (спортивная гимнастика). Закончил Медицинскую академию (лечебный факультет) в Каунасе. С 1960 по 1961 гг. хирург в каунасском Онкологическом диспансере. С 1960 по 1980 гг. главный врач Кардиологического санатория в Каунасе.

Юрате Норвайшене родилась в Каунасе (Литва) 19 августа 1935 г. Окончила спортивную школу (спортивная гимнастика), музыкальную школу по классу фортепьяно, музыкальный техникум по классу вокала (с отличием). Закончила Медицинскую академию (лечебный факультет) в Каунасе. С 1960 по 1992 гг. преподавала в каунасской Медицинской академии. В 1972 г. защитила кандидатскую диссертацию. Доцент. Имеет свыше 100 печатных трудов (книги, статьи).

Бальными танцами начали заниматься и встали в пару в 1963 г. в Каунасе.

Первые педагоги: Томас Пятрейкис (Литва, 1963 – 1974), Антс и Мале Таел (Эстония, 1963 –1968), а также английские тренеры: Алекс Мур, Билл и Бобби Ирвин, Боб Берджес, Сони Биник, Бени Толмеер, Нина Хант, Майкл Стилианос, Лорна Ли.

Дважды как лучшая пара СССР посылались на стажировку в Лондон министерством культуры СССР. Уже после первого месяца учебы в Лондоне в сентябре 1968 г. выиграли переходящий Кубок газеты "News of the World" в Клектон он Си.

В мае 1969 г. в Граце (Австрия) на I Кубке мира по 10 танцам были девятыми (38 пар из 23 стран мира). В 1970 г. в Копенгагене (Дания) на чемпионате Европы по La заняли восьмое место. В 1970 г. на чемпионате мира по St в Лондоне – 12 место.

В 1972 г. стали лауреатами I Всесоюзного конкурса исполнителей бальных танцев в Москве.

С 1968 г. по 1974 г. - победители и призеры международных соревнований в Таллинне, Тарту, Риге, Каунасе, Вильнюсе, Варшаве, Минске, Лейпциге и т.д.

Чемпионы Литвы по St и La танцам с 1964 по 1974 гг.

В 1974 г. перешли в профессионалы и начали руководить каунасским клубом бального танца "Сукурис" ("Вихрь").

В 1974 г. на чемпионате мира по стандарту в Нюрнберге (ФРГ) были в 1-2 финала одиннадцатыми. В 1978 г. в Нюрнберге (ФРГ) заняли по 10 танцам восьмое место на "Grand Prix" среди профессионалов.

На протяжении всей своей танцевальной карьеры участвовали более чем в 300 соревнованиях.

Танцевальную карьеру закончили в 1982 г. Показательные выступления давали до 1988 г.

Чесловас и Юрате – судьи международной категории IDSF, а Юрате – профессиональный судья WD&DSC.

С 1965 г. являются организаторами конкурса "Янтарная пара" в Каунасе.

После завершения танцевальной карьеры остались руководителями и тренерами спортивного клуба "Сукурис" при Центре культуры Каунаса. В 2003 г. клуб отметил свое 40-летие. В клубе занимается много пар из других городов Литвы, Эстонии, Латвии, России.

Подготовили двух чемпионов мира в St в категории: Юниоры II – Андрюс Ивашаускас и Каролина Скорипскайте (в 1997 г.) и в Молодежи Донатас Вежялис и Лина Хаткевичюте (в 1998 г.). В группе Взрослые Арцунас Бижокас и Эдита Дануте были третьими на чемпионате мира по St в 2002 г.

Были капитанами сборной СССР по бальным танцам, которая победила на I командной встрече социалистических стран в 1979 г. в Москве и в 1980 г. в Бургасе (НРБ). Тренировали сборные Литвы, Болгарии, Таджикистана, Казахстана.

Снимались в фильмах Литовского, Латвийского и Эстонского телевидения, в концертных программах Центрального телевидения в Москве.

С 1973 по 2003 гг. ставили хореографию в семи спектаклях драматических театров Каунаса, Вильнюса и Шауляя.

Подготовили пять TV шоу о клубе "Сукурис".

Заслуженные артисты Литовской ССР (в 1985 г.), заслуженные тренеры Литвы (в 1996 г).

 

Награждены: медалями Департамента спорта и культуры при

Правительстве Литвы "За высокие спортивные достижения" (1992 – 2003 гг.);

Орденами Великого князя Литвы Гедиминаса (в 1996 г.)

В 2003 г. Юрате признана "самой заслуженной женщиной" Каунаса.

Чесловас – кинолюбитель. Его фильм (35 мм) "Цена ботинок" был отмечен Золотым призом на фестивале в Люксембурге.

Юрате – певица, участница международных конкурсов певцов-любителей.

Живут и работают в Каунасе.

 

Станислав и Людмила Поповы

 

Станислав Григорьевич родился 4 августа 1947 г. в Москве. Много занимался спортом. Призер чемпионата Москвы по современному троеборью 1964-65 гг. Мастер спорта по современному пятиборью. В 1972 г. Станислав закончил Московский энергетический институт по специальности "промышленная электроника", а в 1985 г. ГИТИС по специальности "балетмейстер". Людмила Ильинична родилась 22 марта 1951 г. в Москве. Закончила ГИТИС в 1985 г.

Пара возникла в октябре 1968 г. В 1988 г. Станислав и Людмила завершили свою конкурсную карьеру, но продолжили педагогическую и организационную вплоть до 1994 г. В ранге любителей они выступили более чем на 200 турнирах, и на множестве в ранге профессионалов.

1975 г. – победители II Всесоюзного конкурса бальных танцев.

1976 г. – третье место в La на II чемпионате социалистических стран (Чехословакия),

1978 г. – третье место на III чемпионате социалистических стран (Венгрия)

1979 г. – первое место в La на IV чемпионате социалистических стран (СССР, Москва)

1980 г.– первое место в La на V чемпионате соц. стран (Болгария). За этот период победы и участие в финалах таких известных турниров как, "Янтарная пара" (Каунас) ( в 1976 г. они выиграли одну программу - La, а, начиная с 1977 г. доминируют на этом турнире), "Рижская осень", "Таллиннская регата", "Таллиннская весна", "Вильнюс", "Неделя Балтийского моря" (ГДР), "Савария" (Венгрия), Гольдтштадтпокал" (ФРГ), "Колдинг Гран При" (Дания), конкурсы в Финляндии, Австрии, Болгарии и других странах.

В 1981 г. Станислав и Людмила начали свою профессиональную карьеру.

Финалисты Дрезденского фестиваля с 1981 по 1986 гг.

1983 г. – 8 место на чемпионате Европы в La в Саутхемптоне (первое выступление), 14 место – на чемпионате мира в St в Лондоне (первое выступление). После этого по инициативе отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС три года были невыездными.

С 1986 г. представляли СССР на чемпионатах Европы и мира по европейской и латиноамериканской программах, а также программе 10 танцев. Финалисты Кубка мира по 10 танцам в 1986 и 1987 гг. в Мюнхене (ФРГ).

Танцевальную карьеру завершили в 1988 г на турнире в Токио "All Stars World Championships".

1989 – 1992 гг. - выступления с шоу программами в СССР, США, Австрии, Германии, Дании. Вершиной творчества стал номер "Кармен", новаторский по своей сути. С ним Станислав и Людмила выиграли конкурс шоу-программ в 1988 г. на I Всесоюзном конкурсе профессиональных исполнителей бального танца.

С 1971 по 1991 гг. Станислав и Людмила были руководителями танцевальной студии в ДК им. Горького, в которой занимались лучшие пары страны. В 1980-81 гг. Станислав был тренером советской национальной команды.

В 1991 – 95 гг. преподавали в Вашингтонском танцевальном клубе в Сиэтле (США).

С 1980 по 1987 гг. Станислав председатель Московской секции учителей танца. С 1988 по 2003 – основатель и руководитель первой профессиональной организации танцоров и педагогов (председатель Творческой комиссии при Всесоюзном музыкальном обществе, председатель АПУБТ, президент РТС).

В 2003 г. избран вице-президентом WD&DSC.

С 1988 г. организатор национальных профессиональных турниров (ежегодно проводятся с 1988 г.) и международных профессиональных турниров ( с 1988 по 1992 гг. – Московские международные конкурсы исполнителей бального танца, с 1995 по 2003 г. Кубки мира в Кремле).

Организатор советско - американской профессиональной командной встречи в Москве и Ленинграде в 1991 г.

Член оргкомитета "Венского бала" в Москве в 2003 г.

C 1985 г. по настоящее время Станислав – комментатор программ по спортивным танцам на различных каналах ТВ.

С 2001 г. издатель журнала "Профессионал".

С 1989 г. член судейских бригад чемпионатов мира среди профессионалов и любителей, а также всех крупнейших турниров в мире.

Станислав награжден: Почетными грамотами мэра Москвы (2000, 2002 гг.), Почетной грамотой Московской Думы, Почетным знаком "За достижения в культуре" Министерства культуры России, Золотым знаком Министерства физической культуры, спорта и туризма России.

Награжден премией журнала "Балет" "Душа танца" в номинации "Рыцарь танца". В 2003 г. стал лауреатом Высшей национальной общественной премии "За Труды и Отечество" с вручением медали за "За Труды и Отечество".

Станислав живет и работает в Москве.

Людмила живет и работает в США.

Дочь Ксения, 14 лет, живет в США

Сын Станислава от второго брака Никита, 6 лет, живет в Москве.

 

Бруно Белоусов

 

Бруно Борисович родился в 1937 г. в Москве. После окончания школы в 1954 г.

учился в Московском торфяном институте до 1959 г. и получил квалификацию "инженер-гидротехник". С 1959 г. по 1970 г. работал инженером в проектном институте.

Бальными танцами начал заниматься в 1961 г. в школе танцев "Сокольники". Танцор-любитель с 1962 г. по 1977 г. с партнершей Мариной Белоусовой. Участвовал более чем в 100 турнирах в СССР и за рубежом. С 1975 г. танцор международного класса. До 1966 г. совмещал работу в ЦНИИ, преподавание и исполнительство. С 1971 г. профессия преподавателя и исполнителя стала основной. Лауреат Всероссийских и международных конкурсов исполнителей бальных танцев (Чехословакия, 1973 г., Венгрия, 1975, 1976 гг.). Почетные грамоты лауреатов I, II, III Всероссийских конкурсов исполнителей бальных танцев в 1972, 1975 и 1978 гг.

В 1977 г. перешел в профессионалы и до 1995 г. выступал на концертах и показательных выступлениях с партнершей Ларисой Нацвиной (Белоусовой).

Судья международной категории WD&DSC. По линии министерства культуры СССР участвовал в 28 международных конкурсах как член судейского жюри, в том числе на 15 за рубежом. С 1977 г. судил международные турниры в Болгарии, Чехословакии, ГДР, Польше, ФРГ.

С 1992 г. судил чемпионаты мира, Европы среди профессионалов по всем видам конкурсных танцев, проведенные в Норвегии, Германии, Франции, России.

С 1966 г. и по настоящее время ведет педагогическую и тренерскую работу.

С 1968 г. по 1983 г. вел курс бального танца в Московском академическом хореографическом училище, а в 1971 – 75 гг. на высших режиссерских курсах при ГИТИСе

В 1971-1976 гг. художественный руководитель школы и студии бальных танцев ДК "Химик". В этот период здесь занимались Станислав и Людмила Поповы, Александр и Елена Чекоткины, Евгения Калиничева, Алексей и Татьяна Азаровы, Аркадий Белогородский и др. С 1976 г. и по настоящее время художественный руководитель танцевально - спортивного клуба ДК АМО ЗИЛ. Из стен клуба вышли такие танцоры и педагоги как Владимир Левандовский и Юлия Пекарская, Николай Пузан и Лидия Исаева, Виктор и Елизавета Донские, Евгений и Лидия Берестинские, Олег и Елена Фераго и многие другие.

В 1980 г. Бруно Белоусов поступил в ГИТИС. По его окончании в 1986 г. ему присвоена квалификация "балетмейстер".

За годы педагогической работы приобщено к искусству танца более 50 тыс. чел. Около 30 танцоров в настоящее время являются руководителями танцевальных клубов. Среди них, кроме вышеназванных, Лариса Нацвина, Алексей Кочетков, Владимир Юдашкин, Ирина Гончарова, Лидия Секистова, Елена Шляхова, Наталья Стружанова, Светлана Фаресова, Владимир Борисов и другие.

Бруно Белоусов – член авторских коллективов учебного пособия "Современный бальный танец" (М, 1978), Программы по бальному танцу для хореографических училищ (М., 1978 г.). Автор пособия по организации работы школ танцев "Приглашение к танцу" (М., 1983 г.), "Танец в дискотеке" и др.

С 1978 г. - распорядитель танцевальных вечеров и балов. Почти десять лет с 1979 по 1987 г. вел танцевальные балы в ГКЗ "Россия", в Лужниках (1988 г.).

Ведущий концертов, конкурсов, показательных выступлений. В 1988 г. был ведущим I Всесоюзного конкурса профессиональных исполнителей бальных танцев.

С 1964 г. - общественный деятель по линии бального танца.

Член президиума РТС. Председатель экзаменационного комитета РТС.

В 1998 г. присвоено звание "заслуженного работника культуры Российской Федерации".

Дочь Юлия Белоусова, 1978 г. рождения. Преподает бальные танцы в ДК ЗИЛ.

 

Кошелев Сергей Николаевич

 

Лауреат Всероссийских и международных конкурсов исполнителей бальных танцев, танцор "международного класса".

Родился в Москве 20 марта 1947 г. Образование высшее хореографическое (Московский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов).

В 1961 г., будучи артистом Большого театра, пришел в школу бальных танцев Московского Дома ученых. Первый учитель - Александр Тимофеевич Дегтяренко. Через год продолжил с ним занятия в студии бального танца Московского городского Дома учителя.

В 1965 г. с партнершей Валентиной Стариковой стал победителем I Московского конкурса исполнителей бального танца (проходил в ЦПК и О. им. Горького).

В паре с Ангелиной Дегтяренко прошел от "Д" класса до "международного", которое было им присвоено в 1973 г. на конкурсе в Риге. Сергей и Ангелина стали тринадцатой парой в стране, имеющей это звание.

Успешно выступали на Всесоюзных, Всероссийских и международных конкурсах.

Конкурсные выступления завершили в 1978 г.

С 1978 г. по 2003 г. – руководитель детского танцевального клуба "Бумеранг" в Ногинском научном центре АН СССР в поселке Черноголовка под Москвой. С 1979 г. по 1996 г. организатор конкурса "Снежный бал" (Черноголовка).

Вместе со Станиславом Поповым подготовил учредительную конференцию Ассоциации профессиональных исполнителей и учителей бального танца (АПИУБТ) в 1989 г. С 1989 г. по 1994 г. – ответственный секретарь АПУБТ, с 1994 г. по 1996 г. - вице-президент Русского танцевального союза.

В настоящее время преподает в Московском филиале Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (кафедра спортивного танца). Наибольший профессиональный интерес вызывает предмет – биомеханика спортивного танца.

Живет и работает в Москве.

 

Юрис и Бируте Бауманис

Юрис Бауманис родился 7 апреля 1955 г. в Риге. Много занимался спортом: баскетболом, волейболом, теннисом, настольным теннисом, борьбой (самбо), но особенно футболом (10 до 16 лет), и даже был вратарем в молодежной сборной… Занимался народными танцами, пел в хоре. Закончил электромеханический техникум по специальности "проводная связь". В течение двух лет учился на юридическом факультете в Латвийском государственном университете, но был призван в армию.

Танцами начал заниматься с 15 лет. Встал в пару с Бируте в 16 лет. Первый педагог Игорь Белянский.

Бируте родилась 15 марта 1956 г. в Риге. Занималась художественной гимнастикой, балетом, пела в хоре. Закончила исторический факультет Латвийского государственного университета. Танцевать начала в 14 лет.

Чемпионы Латвии в любителях в St, La и 10 танцах.

В 1986 г. перешли в профессионалы.

В 1987 г. приняли участие в чемпионате Европы по 10 танцам и заняли 11 место.

На I Всесоюзном конкурсе профессиональных исполнителей бальных танцев в 1988 г. стали победителями (чемпионами) в La.

Чемпионы СССР в St и La в 1989 г. (Свердловск). Чемпионы СССР в St и La сэквее в 1989г.

Начиная с 1991 года, выступали за Латвию.

1992 г. – 4 место на чемпионате мира по St сэквею (Мюнхен);1993 г. – 5 место на чемпионате мира по St сэквею (Ашафенбург).

Полуфиналисты чемпионатов мира и Европы по 10 танцам.

1993 г. – 3 место в La на Кубке Европы; 1994 г. – финалисты в St на Суперкубке мира (Германия).

Выступали на международных турнирах в Австралии, Австрии, Германии, Гон Конге, Голландии, Тайване, Японии.

Танцевальную карьеру закончили в 1995 г.

Юрис – первый председатель профессионального подразделения …в рамках АБТ СССР.

С 1989 г. Юрис – организатор и первый председатель Латвийской ассоциации учителей и профессиональных исполнителей бальных танцев.

После завершения танцевальной карьеры преподают в шести клубах в Мюнхене. Юрис ведет активную педагогическую работу во многих странах мира и в России.

Судьи международной категории WD&DSC и IDSF.

Юрис – продюсер спектакля труппы аргентинского танго "Tango Seduccion".

Он также хореограф-постановщик различных шоу-программ и сэквеев. Участвует в организации конкурсов в Риге.

С 1989 г. живут и работают в Мюнхене (Германия).

Дочь Байба родилась в 1982 г. Не танцует. Живет и учится в Риге.

 

Петр и Алла Чеботаревы

 

Владимирович родился 23 сентября 1953 г. в городе Вольске. Учась в школе, увлекался стендовой стрельбой и охотой. Алла Олеговна (Валькова) родилась 8 июня 1957 г. в Москве. Закончила московскую художественную спецшколу. С 11 лет занималась вокалом в Московской консерватории. Танцами начала заниматься с 15 лет.

Петр и Алла закончили Московский государственный историко-архивный институт по специальности "исторические архивы". С 1985 г. по 1990 г. работали в Москонцерте.

С 1985 г. по 1990 г. учились на балетмейстерском факультете ГИТИСа на курсе Ростислава Захарова.

Пара образовалась в 1975г.

Перешли в профессионалы в 1982 г.

Петр и Алла стали лауреатами III Всесоюзного конкурса исполнителей бальных танцев, лауреатами Всесоюзного фестиваля народного творчества СССР, всех проводившихся в то время Министерством культуры смотров художественной самодеятельности.

Финалисты и победители международных конкурсов: "Праго-концерт" (Прага), "Танцевальная весна" (Усте-на - Лабе), Польше, Венгрии, Австрии, Финляндии др.

Участники двух командных встреч: СССР – Финляндия и СССР – Австрия.

За участие в культурной программе Олимпиады-80 награждены специальной Почетной грамотой Министерства культуры СССР.

В 1981 г. Министерство культуры СССР присвоило им высшие ставки артистов балета.

Педагогическая деятельность началась практически одновременно с исполнительской. В 1977 г. создан клуб "726", преобразованный в 1988 г. в объединение "Ритм", из которого вышли лучшие танцевальные пары СССР и России.

В 1990 г. Петр закончил свою танцевальную карьеру. В настоящее время продолжает руководить объединением "Ритм". Активно участвует в организационной работе в сфере бальных танцев.

Алла продолжила свою исполнительскую карьеру с Геннадием Гунько.

 

 

Виктор Никовский и Лариса Давыдова

Виктор Анатольевич и Лариса Леонидовна родились в Москве. Виктор начал заниматься танцами в 12 лет, а Лариса в 14.

На хореографических курсах ГИТИСа Лариса получила специальность "хореографа-балетмейстера".

Занимались в одном клубе "726" (позднее переименован в "Ритм") под руководством Аллы и Петра Чеботаревых. Лариса танцевала с Алексеем Почаевым и в любителях, наряду с другими достижениями, стала чемпионкой социалистических стран в программе 10 танцев. Виктор

выступал в паре с Ольгой Стыценко и также в любителях стал чемпионом социалистических стран в La.

Встали в пару в 1991 г. В первый год совместного танцевания заняли второе место на чемпионате СССР по латиноамериканским танцам среди любителей.

Чемпионы России среди любителей в La - в 1992, 1993, 1994, 1995 г.

Многократные победители и финалисты Открытых чемпионатов различных стран (Норвегии, Италии, Германии и др.).

Финалисты чемпионата Европы в 1995 г.

В 1995 году перешли в профессионалы и заняли третье место на чемпионате России.

В 1995 г. – финалисты Rising Stars в Блэкпуле, серебряные призеры RS на International и победители RS на Открытом чемпионате Германии в Манхайме. В 1996 г – финалисты RS на UK.

Чемпионы России среди профессионалов в La в 1996, 1997, 1998 гг.

Финалисты чемпионатов Европы в 1995, 1997, 1998 гг., полуфиналисты чемпионатов мира …….

Многократные победители и призеры Открытых чемпионатов Норвегии, Дании, Германии, Франции, Японии, Италии, США среди профессионалов.

В 1998 г. завершили танцевальную карьеру.

В 2000 г. танцевальной паре присвоена номинация ФТСР "Лучшая пара 10- летия".

Виктор Никовский и Лариса Давыдова – руководители одного из сильнейших танцевальных клубов России, "Русский клуб", который основан в 1992 г.

Дочь Елизавета родилась 2 февраля 2002 г.танцевала с Алексеем Почаевым и в любителях, наряду с другими достижениями, стала чемпионкой социалистических стран в программе 10 танцев. Виктор выступал в паре с Ольгой Стыценко и также в любителях стал чемпионом социалистических стран в La.

Встали в пару в 1991 г. В первый год совместного танцевания заняли второе место на чемпионате СССР по латиноамериканским танцам среди любителей.

Чемпионы России среди любителей в La - в 1992, 1993, 1994, 1995 г.

Многократные победители и финалисты Открытых чемпионатов различных стран (Норвегии, Италии, Германии и др.).

Финалисты чемпионата Европы в 1995 г.

В 1995 году перешли в профессионалы и заняли третье место на чемпионате России.

В 1995 г. – финалисты Rising Stars в Блэкпуле, серебряные призеры RS на International и победители RS на Открытом чемпионате Германии в Манхайме. В 1996 г – финалисты RS на UK.

Чемпионы России среди профессионалов в La в 1996, 1997, 1998 гг.

Финалисты чемпионатов Европы в 1995, 1997, 1998 гг., полуфиналисты чемпионатов мира …….

Многократные победители и призеры Открытых чемпионатов Норвегии, Дании, Германии, Франции, Японии, Италии, США среди профессионалов.

В 1998 г. завершили танцевальную карьеру.

В 2000 г. танцевальной паре присвоена номинация ФТСР "Лучшая пара 10- летия".

Виктор Никовский и Лариса Давыдова – руководители одного из сильнейших танцевальных клубов России, "Русский клуб", который основан в 1992 г.

Дочь Елизавета родилась 2 февраля 2002 г.

 

Талят Мустафаевич  Марина Тарсинова (Зырянова)

Талят Мустафаевич родился 18 мая 1956 г. в Ленинабаде (Таджикская ССР). Закончил Педагогический институт в Ленинабаде по специальности "литература и русский язык". В танцы пришел в 17 лет. Марина Тарсинова (Зырянова) родилась 25 ноября 1958 г. в городе Серов Свердловской области в артистической семье. Закончила Институт культуры в Ташкенте по специальности "режиссер". Танцевать начала в 14 лет.

Встали в пару в апреле 1974 г. и закончили свою танцевальную карьеру в сентябре 1995 г.

Дипломанты II Всесоюзного конкурса исполнителей бального танца в Киеве в 1975 г. Чемпионы Таджикистана и всего Среднеазиатского региона. В 1978 году переехали в Волгоград. Работали во Дворце культуры и техники "Химик", где создали ансамбль бального танца "Синтез" и детский ансамбль "Ладушки", которые получили почетные звания "народных" и "образцовых". Ансамбли – лауреаты Всероссийских конкурсов и смотров.

Чемпионы России среди любителей в европейской, латиноамериканской и советской программах (Ульяновск, 1988 г.).

Перешли в профессионалы в 1988 году.

На I Всесоюзном конкурсе профессиональных исполнителей бального танца (1988 г.) заняли 1 место в латиноамериканском сэквее, 2 место – в европейском сэквее, 5 место – в латиноамериканской программе, 7 место – в европейской программе

Начиная с этого времени, Марина и Талят - финалисты всех крупнейших конкурсов в нашей стране, включая I, II, III и IV Московские международные конкурсы.

С 1990 г. по 1995 г. они становились чемпионами страны в La (1993г.), в La и St сэквеях, в программе 10 танцев, а также призерами и финалистами чемпионата по St.

Среди лучших номеров, которые создали Талят и Марина: "Вестсайдская история", "Город и море", "Джинджер и Фред", "Капли дождя", "Чайки".

Представляли Россию на чемпионатах мира и Европы. Полуфиналисты чемпионатов Европы и мира по 10 танцам. Финалисты чемпионатов мира по exhibition (шоу-номера) в Голландии.. Финалисты Кубков Европы и мира в европейской и латиноамериканской программах. Финалисты Открытого чемпионата Германии в европейском сэквее, Открытого чемпионата Голландии в европейском и латиноамериканском сэквее, Открытого чемпионата США в европейской программе Rising Stars ("Восходящие звезды").

В течение трех лет Марина и Талят были ведущими телевизионной программы "Танцевальный глобус" на Волгоградском телевидении. Снимались на Центральном телевидении в программах "Шире круг", "Танцы, танцы, танцы", "Утренняя почта" и др.

С 1992 года проживают в Нью-Йорке. Имеют студию Fred Astaire. Оба являются членами президиума компании Fred Astaire. Талят – член National Dance Council of America (профессиональная организация). Тренируют лучшие американские пары. Статьи о Тарсиновых появлялись во многих газетах мира, включая две ведущие газеты США "New York Times" и "Washington Post".

Талят - автор многочисленных публикаций в различных изданиях: "Dance News" (Англия), "Dance beat", "Dancesport", "Dance notes" (США), журналах "Профессионал РТС", "Балет" (Россия).

Дочь Анастасия родилась в 1996 г., дочь Александра – в 2000 г.

 

Александр Мельников и Ирина Соломатина

Александр Иванович Мельников родился в Москве 4 июля 1963 г. Александр учился на хореографических курсах ГИТИСа. Ирина Алексеевна Соломатина родилась в Москве 4 февраля 1963 г. Училась в Московском педагогическом институте.

Пара сложилась в 1980 г. и начала выступать в любителях. В 1983 г. состоялась первая зарубежная поездка за рубеж на турнир в Усте- на- Лабе (Чехословакия), где они заняли третье место в латине и четвертое место в стандарте.

В 1984 г. Александр и Ирина стали чемпионами Советского Союза в европейской, латиноамериканской программах и программе 10 танцев. В дальнейшем они удерживали титул чемпионов страны в La до 1991 г.( восемь раз), в St до 1995 г. (двенадцать раз) и в 10 танцах до 1990 г. (семь раз).

Победители конкурсов "Янтарная пара", "Янтарное море", "Рижская осень"; многократные чемпионы Москвы.

Финалисты чемпионатов United Kindom, International, Blackpool;

Обладатели Кубка мира по St в 1992 г.;

Финалисты чемпионатов мира и Европы по St и La;

Финалисты чемпионатов мира по 10 танцам (1991, 1992 гг.);

Финалисты Открытых чемпионатов Италии, Франции, Германии, Дании, Израиля, Канады, Австралии.

Перешли в профессионалы в 1996 г.

Двукратные чемпионы России по St среди профессионалов в 1996 и 1997 гг.

Победители Rising Stars International, финалисты RS UK, Blackpool (профессионалы);

Танцевальную карьеру завершили в 1998 г.

В настоящее время ведут педагогическую работу. В 1992 г. создали свой клуб "Линия танца" в Москве.

Сын Матвей родился 10 декабря 2000 г.

 

 

Владимир и Елена Колобовы

 

Владимир Геннадьевич родился в Костроме. Увлекался легкой атлетикой (к. м. с). Закончил МАИ по специальности "система и жизнеобеспечение летательных аппаратов". Елена Вадимовна родилась в Москве. В школе занималась хореографией, народными танцами и в театральной студии. Закончила Институт иностранных языков им. М. Тореза по специальности "педагог английского языка".

Встали в пару в 1978 г. будучи танцорами "Д" класса".

Перешли в танцевальную студию при ДК им. Горького к Станиславу и Людмиле Поповым в 1983 г.

Танцевальную карьеру в качестве профессионалов продолжили в 1989 г.

В 1989 г. – финалисты чемпионата СССР по La и по 10 танцам,

1990 г. - бронзовые призеры чемпионата СССР по 10 танцам,

1991 г. - бронзовые призеры чемпионата СССР по La, чемпионы СССР по La сэквею,

1992 г. – чемпионы России по La,

1993 г - серебряные призеры чемионата России по La,

1994 г. – чемпионы России по La.

В 1983 г. организовали коллектив бального танца в ДК "Меридиан".

В 1997 г. создали спортивно-танцевальный клуб “Динамо” при МГО ВФСО "Динамо".

Совместно с Игорем и Иветтой Кондрашовыми подготовили шоу-программы: "Фиеста фаталь" (1995 г.), "Страсть" (1996 г.), "Опасные связи" (1997 г.).

Дочь Алла родилась в 1981 г. Танцует по международному классу, бронзовый призер чемпионата России по 10 танцам (2001 г.) и St (2002 г.), финалистка и призер многих международных турниров.

 

Сергей Дуванов и Светлана Тверьянович

Сергей родился 17 января 1961 г. в Новгороде. Начал заниматься танцами с девятого класса. Другие увлечения – фигурное катание и футбол. Закончил Московский авиационный институт по специальности "непилотируемые летательные аппараты", а также Высшую профсоюзную школу культуры по специальности " организатор-методист высшей квалификации".

Светлана родилась в Москве. Танцует с пяти лет. Занималась художественной гимнастикой. Закончила Московский педагогический университет по специальности "инженер-педагог".

Пара образовалась в 1988 году и сразу начала выступать по профессионалам.

Чемпионы России в латиноамериканской программе в 1995, 1999 и 2000 гг.

Чемпионы России по латиноамериканскому сэквею в 1992, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999 гг.

Финалисты чемпионатов мира по латиноамериканскому сэквею в 1993 – 1995, 1997 – 1999 гг.

Финалисты Rising Star на Открытом чемпионате Германии (Манхайм) в 1993 г.,

Финалисты основного турнира на Открытом чемпионате Германии (Манхайм) в 1997, 1998, 1999 гг.

Закончили свою танцевальную карьеру в 2000 г.

Всего пара выступила более чем на 250 профессиональных турнирах. Из них в 200 была в финале. Это были турниры, проходящие в России, Австралии, Японии, США, Германии, Англии, Италии, Голландии, Украине, Литве и др. странах.

В 2001 г. организовали свой клуб – "Латинский квартал"

Живут и работают в Москве.

 

Алексей Беляев

Алексей Геннадьевич родился 7 ноября 1955 г. в Волгограде в семье служащих. Занимался музыкой и спортом, имел спортивные разряды по легкой атлетике, туризму и подводному плаванию. Закончил Ленинградский военно-механический институт по специальности "двигатели летательных аппаратов", а также курсы повышения квалификации при Санкт-Петербургской академии культуры по специальности "преподаватель бальной хореографии".

Бальными танцами начал заниматься в 1972 г. Вместе с партнершей Людмилой Гарновой стал лауреатом и дипломантом Всероссийских (1974-1975 гг.) и II Всесоюзного конкурса исполнителей бальных танцев (1975 г.).

Педагогическую работу начал в 1976 г.

С 1978 по 1982 гг. с партнершей и женой Тамарой Беляевой становится танцором международного класса, призером и победителем многих конкурсов и соревнований.

С 1982 г. Алексей и Тамара - артисты балета Ленконцерта и одновременно руководители народного коллектива ансамбля бального танца "Нева" при ДК им. 10-летия Октября.

С 1988 г. по 1990 г. участвуют во всех профессиональных конкурсах, организуемых АПУБТ (в дальнейшем РТС), членами которого являются с 1988 г.

Танцевальную карьеру закончил в 1990 г., полностью перейдя на преподавательскую работу. Вместе с Тамарой организовали танцевальный клуб "Виват", которым руководят по сей день.

Начиная с 1991 г. Алексей один из активных организаторов профессиональных шоу и конкурсов в Санкт – Петербурге, включая чемпионаты России по La, St, La и St сэквею, международную встречу профессиональных команд СССР и США в 1992 г., "Мировой трофей Санкт Петербурга" среди профессионалов (1997, 1998, 2001гг.).

Лицензированный судья WD&DSC, участник судейских бригад чемпионатов мира.

Алексей Беляев - президент Танцевального союза Санкт –Петербурга, региональной организации АПУБТ (РТС) с 1992 г.

Вице-президент РТС с 1996 г.

В мае 2003 г. в Блэкпуле (Англия) Алексей Беляев был избран заместителем председателя Комитета по общественному танцу WD&DSC (Всемирный совет по танцу и танцевальному спорту).

Доцент Государственной академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта (кафедра спортивной гимнастики, специализация "спортивные танцы на паркете") в Санкт - Петербурге.

Дочь Татьяна, 1982 г. рождения, танцор международного класса, финалист чемпионата России по 10 танцам среди профессионалов.

 

 

Леонид Плетнев

Леонид Михайлович родился в 1961 году в г. Сумы (Украина). В 1983 г. окончил Харьковский инженерно-строительный институт по специальности "инженер-архитектор".

Танцами начал заниматься в 1968 г.

Закончил танцевальную карьеру в 1996 г.

Представлял СССР и Россию на чемпионатах мира и Европы с 1989 по 1996 г.

Лауреат Всероссийских и международных конкурсов,

Двукратный победитель серии "Гран При России", Финалист Кубков мира по St

Полуфиналист чемпионатов Европы по St (Осло, Норвегия) и мира по классическому шоу-данс (Ашафенбург, Германия) среди профессионалов, Финалист Открытых чемпионатов Канады, Голландии, Норвегии, Дании, Италии по St.Cудья WD&DSC (Всемирного совета по танцу и танцевальному спорту). Член судейских коллегий чемпионатов Европы, Открытых чемпионатов International, UK, Blackpool Team Match, Asian, Italian, Dutch, USA, Slovenia и т.д.

Лауреат премии Русского танцевального союза в номинации "Звезда танцевального спорта России" и "Организация учебного процесса".

Основатель и организатор международных "Реверанс - Конгресса" и "Кубка Реверанс" по спортивным танцам.

Автор книги "С реверансом…".

Автор популярных статей о спортивных танцах в российской и международной прессе.

Автор и создатель первого российского учебного видеоцикла по спортивным танцам на русском языке "Линия танца".

Член президиума РТС

Член Совета директоров BDFI (Международной федерации бальных танцев).

Советник секретаря WD&DSC по связям с общественностью.

Сын Валентин родился 21 апреля 1999 г

 

История развития бальных танцев в Советском Союзе. Лучшие танцоры.

 



Обновлен 09 фев 2016. Создан 21 авг 2008