Итоги 1 Всесоюзного конкурса исполнителей бальных танцев, 1972 г. Москва

 

Итоги 1 Всесоюзного конкурса исполнителей бальных танцев, 1972 г. Москва




Первый Всесоюзный конкурс исполнителей бального танца, был проведен по инициативе Министерства культуры СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и Союза композиторов СССР.  

 

На создание «правильной» танцевальной культуры в противовес «безнравственному» заграничному репертуару работала целая система, сформированная на основе государственного заказа. Приказ Екатерины Фурцевой Министра культуры СССР № 171 от 6 апреля 1970 года предписывал министерствам культуры союзных республик «принять меры к более активному внедрению советской танцевальной культуры в быт молодежи, широкой пропаганде лучших образцов новых советских и зарубежных бальных танцев, усилить контроль за программами и репертуаром музыкального сопровождения танцевальных балов, вечеров и т.п.; проявлять постоянную заботу о создании популярных советских танцев, отвечающим высоким идейно-художественным требованиям и эстетическим нормам, шире привлекать к созданию современных бальных танцев ведущих хореографов, преподавателей бальных танцев, актив художественной самодеятельности и народные хореографические коллективы, систематически производить заказы и закупку новых танцев…».

 

Кроме распоряжения о первом Всесоюзном конкурсе исполнителей бальных танцев, этот документ содержал указание о проведении в 1972 году Всесоюзного конкурса на создание советских бальных танцев и музыки к ним. В то время как танцоры всех стран совершенствовали себя в десятке европейских и латиноамериканских танцев, мы искусственно изобретали шедевры, призванные, по замыслу советских идеологов, «улучшать досуг трудящихся и отвечать принципам социалистической эстетики и морали». 

 

В СССР на Центральном телевидении продолжали вести развлекательную передача «Танцевальный зал», которая посвящалась бальной хореографии. Первые выпуски рубрики появились на экране в 1970 году. Они помогли распространению бального танца, его новинок, красивой манеры исполнения. Передачи представляли собой к тому же приятное зрелище. Через телевидение зрители познакомились со многими бальными танцами народов нашей страны: сударушка, русский лирический, туяна, полька-янка, картули, ятраночка, андижанская полька …

 

Интересен был путь создания телевизионных передач как вечеров молодежи. Вместе с коллективами бальных танцев ребята танцевали медленный вальс и танго, румбу…

 

Со временем «Танцевальный зал» стал своеобразным методическим центром для многочисленных ансамблей, кружков и студий бального танца. Зрители обращались в редакцию за советами по вопросам репертуара, музыкального сопровождения, костюмов.

 

К сожалению, передача выходила не каждый месяц. Во многом, из-за того, что Светлана Богатырева (редактор) спорила с начальством, в том числе и с нами, «пробивала» новые костюмы с короткими юбками (а это осуждалось), новую., современную музыку, оригинальные движения в танце (некоторым зрителям они казались слишком вольными).

 

Почти две трети всех программ редакции народного творчества составляли концерты из песен советских композиторов, народных мелодий (в оригинальном звучании и в обработке), произведений русской, советской и зарубежной классики.

 

Именно эти передачи больше всего нравились зрителям – от 57% до 70% опрошенных. Выходили в эфир они почти каждый день – то в виде выступлений отдельных самодеятельных коллективов, то в форме специальных, организованных по разным принципам передач.

 

Рубрики и циклы менялись год от года, менялись названия. Менялись редакторы и режиссеры, но основой продолжали оставаться выступления самодеятельных хоровых и танцевальных коллективов. В телепередаче показывали свои репертуары лучшие коллективы бальных танцев страны, среди них народный ансамбль бального танца "Каштан", Киев.

 

 

В Москве выпущен комплект грампластинок с танцевальным репертуаром.  

 

Заключительный тур Всесоюзного конкурса прошел с 28 июня по 2 июля 1972 года в Москве во Дворце спорта ЦСКА.

 

В состав жюри входили: народный артист СССР К.Сергеев (председатель жюри), Н.Дудинская, Р.Захаров, И.Сухишвили, представители Министерства культуры СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Союза композиторов СССР.

 

На заключительном конкурсе в Москве выступили 91 танцевальная пара. Танцоры прошли длительную дистанцию от республиканских, городских, областных, зональных, республиканских конкурсов, чтобы участвовать в финале. На начальном этапе бальными танцами занимались главным образом представители интеллигенции: студенты и инженеры. Возраст начинающих танцоров был разным: первый раз на паркет можно было выйти и в двадцать –двадцать пять лет. Кстати, это был период в полном смысле любительского танцевания, поскольку танцами занимались в свободное от работы и учебы время.  

 

 

В программу были включены танцы трех групп: исторические (4), советские современные (36) и лучшие зарубежные (10). Кроме этого каждая республика выставила на конкурс созданные у себя новые бальные танцы.

 

1 группа танцев (советские современные):

 

"Русский лирический", "Сударушка", "Рид-рито", "Молдавская полька", "Йексуполька", Полька "Янка", "Саданцис", "Вару-вару", "Бия-бия", "Лаунас", "Юбилейнис", "Полька-лите", "Банга", "Дружба", "Гюльгаз", "Украинский бальный", "Украинский лирический", "Каблучки", "Гуцулка", "Украинская полька", "Казахский бальный", "Казанова", "Туяна", "Барыня", "Дагестаночка", "Корякский бальний", "Сурськие ритмы", "Башкирочка", Орайда", "Разрешите пригласить", "Буяна", "Сибирська полька", "Картули", "Любима хора", "Ланце", "Рада".

 

2 группа танцев (лучшие зарубежные):

 

"Полька" (заменили вместо танца ("Джайв"), "Медленный вальс","Танго","Венский вальс", Медленный фокстрот", "Квикстеп", "Румба", "Самба", "Ча-ча-ча", "Пасодобль".

 

3 группа танцев (исторические):

 

"Мазурка", "Краковяк", "Венгерский бальный", "Па-деспань".

 

На конкурс для показательных выступлений были приглашены гости из Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии. В показательных выступлениях участвовали Парисов П, Миндова С.- Народная Республика Болгария, Мохаи Ласло и Мохаи Ласлоне – Германская Демократическая Республика, Флейшер Ш, Флейшерова Л. - Чехословацкая Социалистическая Республика. Жюри отметило 5 танцевальных пар лауреатов и 40 пар дипломатов.


На конкурс были представлены новые советские бальныне танцы.


Украинская ССР: танец "Ятраночка", авторы: балетмейстер, Кривохижа А.М, композитор Кваша А.;

танец "Украинский молодежный", балетмейстер Онищенко Л.Г, композитор Пашинский В.И.


Белоруссия: танец Минский весенний: авторы, балетмейстр Трубкин Г.М.,композитор Романов В.Г.

Казахская ССР: танец Жастык-Бий (Молодость): авторы, балетмейстер Габбасов К.Б.,Андреев В.М.,композитор Сулеев Д, Куатбаев К.К.


Грузинская ССР: танец Грузинский бальный, балетмейстр Татарадзе А.А., Санадзе Т.Г., композитор Раквиашвили А.


Азербайджанская ССР: танец Фиалки, авторы:

 балетмейстер, Гасанов К. ,  композитор Г.Бюль-Бюль Оглы;

танец Мелодии весны: авторы балетмейстр Гасанов К., композитор Казимов О.

 

Литовская ССР: танец  Рилио: авторы, балетмейстр Гинейтис А, композитор Пацугли Г$

танец Ювилейнис, авторы, балетмейстр Ю.Норвайши, композитор Бальсис Э.

 

Молдавская ССР: танец Молдавский лирический, балетмейстр Рыжков В.А.,

танец Любимая хора, балетмейстр Лихачев С.Д.

 

Латвийская ССР танец Вару-Вару (Могу-Могу), авторы: балетмейстр-Калнынь В, композитор Паул Р.,

танец Бия-Бия (Было-Было), авторы (балетмейстр Жагаты У, композиторы Паул Р.

 

Киргиская ССР: Киргизский молодежный :авторы балетмейстр Щербанюк Е.,музыка народная

Туркменская ССР: танец Туркменский бальный, авторы, балетмейстрАхундов М., композитор Королева О.

 

Эстонская ССР: танец Йексуполька (сведения об авторах отсуствуют, обработка Рюютеля А.);

танец Пууриида лаул (второй вариант) (сведения об авторах отсуствут) обработка Ойт А.

 

Узбекская ССР: танец Узбекаский вальс, авторы, балетмейстр Левин М., композитор Берлин А.;

танец Андижанская полька авторы: балетмейстр Левин М., композитор Тигранян Г.

 

Армянская ССР: танец Журавли, авторы, балетмейстр Гарибян А, композитор Ахинян Г.;

танец Еревани, авторы ,балетмейстр Гянджумян С. , композитор Тигранян Г.


РСФСР: танец Руссский медленный, авторы,балетмейстр Асташкин, композитор, Барчунов П.;

танец Туяна, авторы: балетмейстр Пинегина Л, композитор Манжигеев С,; танец  Разрашите пригласить,авторы, балетмейстр Ивашковский В,

композитор Стрежилинский Ю.;

танец Моя любезная, авторы, балетмейстр Мингалев В, композитор Иванов П,

танец Пингвины, авторы, балетмейстр Эминов Ю, сведения о композиторе отсуствуют.

 

 

В конкурсе согласно Программы конкурса были заявлены следующие танцевальные пары от разных союзных  республик Советского Союза:

 

Узбекская ССР

Пара №1. Петерсон П.-Ефименко Н.- Такшкент

№2. Семигданов А.-Мерцалова Е.-Ташкент

№3. Барбашев А.-Барбашева Г.-Фергана

№4. Исраилов М.-Аблялимова Л. Фергана

 

Молдавская ССР

№5. Белецкий Г.-Баран Н. –Кишинев

№6. Пышкин А-Красовская Н.-Кишинев

№7. Браилов С.-Егорова Л. -Кишинев

№8.Трофимов В.-Антонющенкова Н.-Кишинев

 

Эстонская ССР

№9. Орб А.-Орб П.-Таллин

№10. Тийт Р.-Карро Г.-Таллин

№11. Лоосман А.-Лоосман Т. –Таллин

№12. Папстел Ю.-Папстел Э.- Таллин

 

Белорусская ССР

№13. Бирун М.-Симхес Н.-Минск

№14. Ободовский В.-Заяц Л.-Минск

№15. Попов В.-Попова-Кулешова Н.-Минск

№16. Шалькевич В-Шалькевич Ж.-Минск

Туркменская ССР

№17. Диваков А.-Дударь В. Небит-Даг

№18. Ягудаев Б.-Абрамова И.-Ашхабад

№19. Чашин В.-Павленко Т.- Ашхабад

№20. Саркисов М.-Крайнова Н.-Ашхабад

 

Литовская ССР

№21. Норвайша Ч.-Норвайшене Ю.-Каунас

№22. Камайтис  В.-Камайтене Д. –Вильнюс

№23. Балтарагис И.-Балтарагене Р.-Каунас

№24. Каминская А.-Каминскене Л.-Каунас

 

Азербайджанская ССР

№25. Рамазанов А.-Ривкова Л.

№26. Шумилов А.-Колотилина И.

№27. Какнаев А.-Шамилов Э.

№28. Исрафилов А.-Мехтиева А.

 

Латвийская ССР

№29. Порейтер Э.-Салгалис У.-Рига

№30. Салгалис У.-Салгале Н.-Рига

№31. Эйсакс Г.-Богомолова Т.-Рига

№32. Бичка Б.-Райнвалде И. –Лиепая

 

Грузинская ССР

№33. Шихашвили Н-Ивачева И.-Тбилиси

№34. Бенделиани Ю.-Николаишвимли Н.-Тбилиси

№35. Брегвадзе В.-Сомхишвили Э.-Тбилиси

№36. Урушадзе Г.Тер-Григорьян М.-Тбилиси

 

Армянская ССР

№37.-Мкртычян С.-Саакян К.-Ереван

№38.Тавердян С.-Хачатрян  С.-Ереван

№39. Карапетян-Григорян С.-Ереван

№40. Навасардян С.-Шагинян М.-Ереван

 

Киргизская ССР

№41. Роднунко В.-Клепинина С.

№42. Барбиев Ш.-Кузнецова Л.

№43. Джигитеков К.-Троицкая Т.

№44. Ткаченко Ю.-Абраимова Л.

 

Украинская ССР

№45. Корзинин В. - Меняйленко В. - Киев 

№46. Шкляр С . – Чубарец И. - Донецк

№47. Назаретян В - Даниленко Т. - Киев

№48. Калиниченко Б. - Костюк О. – Киев

№49. Бугель А.-Васильченко Т.-Киев

№50. Одуд А. - Рябошапко Б. - Киев,

№51. Кулак А, - Мусина Л. - Киев,

№52. Часов А. - Зеленая Л. - Запорожье,

№53. Федорченко Ю. - Бондурко Н.- Запорожье,

№54. Гончаренко Б. – Старостина Н. – Запорожье

 

Казахская ССР

№55. Енсигенов Р.-Хусаинова Р.-Актюбинск

№56.Сербин Г.-Сербина Г.-Алма-Ата

№57. Рожков Ю.-Ибрагимова Н.- Петропавловск

№58. Ситников В.-Каргабаева А.-Алмаатинская обл.

№59. Павалюхин А.-Каримова Л.-Алма-Ата

№60. Курилов С.-Щербакова В.-Алма-Ата

 

РСФСР

№61. Рехсон М.-Седова Л. -Куйбышев

№62. Кострюков Ю.-Игнатова М.- Брянск

№63. Смирнов В.-Скурихина Л.-Киров

№64. Белков А.-Чуванова Е.-Ступино, Московская обл.

№65. Азизов Х.-Азизова Л. –Казань

№66.Кевевтегин С.-Куляшенко Л.- пос.Палана, Корякский нац. округ

№67.Горин Г.-Сереброва Л. –Красноярск

№68. Чуднов Ю.-Овчарова Д.-Уфа

№69. Берденев Ю.-Савосина Т. Нальчик

№70. Кубышкин В.-Аранзаева И.- пос.Онхой Бурятской АССР

№71. Захаров А.-Барабанова Т.-г.Димитровоград, Ульяновской обл.

№72. Гущин А.-Федорина Л.-Ижевск

№73. Качурин В.-Полуэктова Л.-Кемерово

№74. Кривельский И.-Лазаренко Л. Кемерово

№75. Грибанов .К.Грибанова Л.-Ярославль

№76. Солдатченков С.-Шамрай Е.-Хабаровск

№77. Алтонен А. –Рахитес Г.-Владимир

№78. Макаенко Ю.Жеребцова О.-Хабаровск

№79. Рябухин В.-Караваева Л.-Петрозаводск

№80. Оськин Ю.-Оськина И. –Москва

№81. Симонов Ю.-Словецкий В.-Портная Н.-Липецк

№82. Морозов В.-Морозова А.-Омск

№83. Зотимов В. - Копышева Л.- Горький

№84. Топповен Л.-Табаринцева В.-Ленинградская обл.

№85. Решетников В.-Решетникова Н.-Верх-Невинск Свердловской обл.

№86. Словецкий В. –Портная Н.-Липецк

№87. Савицкий В.-Шамарина Л. –Ленинград

№88. Плотко А.-Зубарева Т. Томск

 

Таджикская ССР

№89. Хелемендик А.-Баутина Л.-

№90. Щетинин С.-Баутина Л.-

№91. Балаев Е.-Балаева З.

 

 

Основные критерии оценки исполнения бальных танцев

-музыкальность

-выразитльность

-техничность.

 

Согласно программы конкурса в первый день 28 июня 1972 года (среда) состоялся конкурс новых советских бальных танцев (16.00).

29 июня 1972 года (четверг) состоялось открытие Всесоюзного конкурса исполнителей бальных танцев (19.00).

Конкурс исполнителей по 3 группе танцев.

Показ лучших новых советских бальных танцев.

Показательные выступления танецевальных пар из социалистических стран.

 

30 июня 1972 года, пятница

12.00.Конкурс исполнителей по 1 группе танцев (1-й тур).

19.00-Конкурс исполнителей по 1 группе танцев (2 и 3 туры)

Показательные выступления танцевальных пар из социалистических стран.

 

 

1 июля 1972 года (суббота)

12.00 –Конкурс исполнителей по 2 группе танцев (1 тур).

19.00-Конкурс исполнителей по 2 группе танцев (2 и 3 туры).

Показательные выступления танцевальных пар из социалистических стран.

 

2 июля 1972 года (воскресенье)

18.00 Награждение лауреатов и дипломатов конкурса и авторов новых танцев.

Показательные выступления лауреатов и дипломатов Всесоюзного конкурса исполнителей бальных танцев.

Закрытие Всесоюзного конкурса исполнителей бальных танцев.

 

Оценка исполнителей определялась жюри закрытым голосованием. Победители стали танцевальные пары, набравшие наибольшую сумму баллов.

 

Среди лауреатов Первого Всесоюзного конкурса исполнителей бального танца:

Юрате и Чесловас Норвайши из Каунаса ( Литовская ССР), Даля и Видас Камайтисы из Вильнюса (Литовская ССР), ленинградцы Надежда и Виктор Давыдовские (РСФСР), Мария Игнатова и Юрий Кострюко в г.Брянск (РСФСР), Ольга и Юрий Симоновы (РСФСР), Татьяна Барабанова и Александр Захаров из Дмитровограда Ульяновской области (РСФСР), Мария Игнатова и Юрий Кострюков, г.Брянск РСФСР, но Юрате и Чесловас Норвайши выделялись как бесспорные лидеры. Они были образцом, которому стремились подражать. Эта пара всегда отличалась высокой культурой исполнения и вкусом, сложной техникой. Кстати, в то время звание лауреата Всесоюзного конкурса было для советского танцора, занимающего бальными танцами, высшим титулом, к которому он мог стремиться (доступ на зарубежные турниры был закрыт). Проведение I Всесоюзного конкурса означало признание бальных танцев на союзном уровне.

 

Из 27 представленных на конкурс танцев лучшими были признаны: украинский танец «Ятраночка», литовский «Рильо», танцы РСФСР «Разрешите пригласить», «Туяна», эстонский танец «Йоксу-полька» и латвийская «Вару-вару».

 

Музыкальное сопровождение проводил весь конкурс оркестр государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию «Голубой Экран» под руководством Б.Карамышева. Широкое признание нашли новые отечественные танцы «Русский лирический", «Рада», "Разрешите пригласить», «Сударушка».

 

От Украины выступали следующие танцевальные пары:

 

Корзинин В. - Меняйленко В. - Киев,

Касьянов О. - Касьянова Е. - Донецк,

Шкляр С . – Чубарец И. - Донецк,

Назаретян В - Даниленко Т. - Киев,

Калиниченко Б, - Костюк О. – Киев,

Одуд А. - Рябошапко Б. - Киев,

Кулак А, - Мусина Л. - Киев,

Часов А. - Зеленая Л. - Запорожье,

Федорченко Ю. - Бондурко Н.- Запорожье,

Гончаренко Б. – Старостина Н. - Запорожье.

 

Немного раньше в Киевском Дворце спорта в конце апреля 1972 года состоялся первый Республиканский конкурс исполнителей бальных танцев, организованный Украинским республиканским советом профсоюзов и Министерством культуры УССР.

 

Танцоры из всех областей Украины боролись за право представлять нашу республику на первом Всесоюзном конкурсе исполнителей бального танца в Москве, куда поедут лучшие 10 пар в июле-августе 1972 года.

 

Победители конкурса определились сразу.

 

Первое место заняли Валерий Корзинин, учитель иностранного языка Киевской средней школы №32 и Валентина Меняйленко, студентка Киевского пединститута имени Горького. На втором месте Станислав Шкляр, лаборант Донецкого медицинского института и Ирина Чубарець, студентка Донецкого политехнического института.

 

На третьем месте Валерий Назеретян, инженер Киевского института органической химии и Таисия Даниленко, студентка Киевского театрального института имени Карпенко Карого.

 

После проведения первого Всесоюзного конкурса система заработала.«В ходе конкурса создано около 100 новых советских бальных танцев, в большинстве своем основанных на национальных традициях», ― рапортовали после первого Всесоюзного конкурса секретари Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) и Центрального комитета Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ЦК ВЛКСМ).

 

Танцевальным парам предлагалось разучить и исполнять «Вдоль по Питерской», «Орайду», «Калинку», «Медленный русский», «Корякский бальный», «Украинский бальный», «Моя любезная», белорусскую «Польку-янку», эстонскую «Иексу-польку», молдавскую «Любимую хору», грузинский «Картули», бурятскую «Туяну», «Дагестаночку», «Ятраночку», «Сурские ритмы», «Каза-нову», «Ку-ка-ре-ку», «Барыню», «Бийчаночку» и многие другие. Для конкурса к этому щедрому разнообразию добавлялись несколько «буржуазных» танцев, составляя несколько групп.

 

Вот, например, как выглядела программа VI Всероссийского конкурса любителей-танцоров:

1 группа: русский лирический, разрешите пригласить, сударушка, краковяк, фигурный вальс, вальс-гавот, рилио, вару-вару, русский танец.

2 группа: аэлита, вывенка, волна, вьюн, кремена, лебедушка, современник, славутянка.

3 группа: вальс, медленный вальс, полька, мазурка, медленный фокстрот, быстрый фокстрот, танго, ча-ча-ча, самба.

 

Танцоры учили всё это многообразие, но для участия в конкурсе обычно нужно было подготовить пять танцев по своему выбору в соответствии с положением конкретного конкурса: например, один из международной европейской программы, один ― из латиноамериканской и три ― из российской. Конечно же, для танцоров, уже несколько лет «болеющих» стандартом и латиной, смысл участия во всем этом был в такой желанной и полузапретной международной программе. 


На фото лауреаты 1-го Всесоюзного конкурса исполнителй бальных танцев.

 

 

Материал подготовил Александр Куценко, Киев

 



Обновлен 28 мая 2017. Создан 03 окт 2016