Итоги Первого Украинского республиканского конкурса исполнителей бальных танцев в Киеве 1972

 

Итоги Первого Украинского республиканского конкурса исполнителей бальных танцев в Киеве 1972




 

       Первый Украинский республиканский конкурс исполнителей бального танца, был проведен по инициативе Министерства культуры СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и Союза композиторов СССР.  

 

      На создание «правильной» танцевальной культуры в противовес «безнравственному» заграничному репертуару работала целая система, сформированная на основе государственного заказа. Приказ Екатерины Фурцевой Министра культуры СССР № 171 от 6 апреля 1970 года предписывал министерствам культуры союзных республик «принять меры к более активному внедрению советской танцевальной культуры в быт молодежи, широкой пропаганде лучших образцов новых советских и зарубежных бальных танцев, усилить контроль за программами и репертуаром музыкального сопровождения танцевальных балов, вечеров и т.п.; проявлять постоянную заботу о создании популярных советских танцев, отвечающим высоким идейно-художественным требованиям и эстетическим нормам, шире привлекать к созданию современных бальных танцев ведущих хореографов, преподавателей бальных танцев, актив художественной самодеятельности и народные хореографические коллективы, систематически производить заказы и закупку новых танцев…».

 

    Кроме распоряжения о Первом Всесоюзном конкурсе исполнителей бальных танцев, этот документ содержал указание о проведении в 1972 году Всесоюзного конкурса на создание советских бальных танцев и музыки к ним. В то время как танцоры всех стран совершенствовали себя в десятке европейских и латиноамериканских танцев, мы искусственно изобретали шедевры, призванные, по замыслу советских идеологов, «улучшать досуг трудящихся и отвечать принципам социалистической эстетики и морали».

 

В СССР на Центральном телевидении продолжали вести развлекательную передача «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЗАЛ», которая посвящалась бальной хореографии. Первые выпуски рубрики появились на экране в 1970 году. Они помогли распространению бального танца, его новинок, красивой манеры исполнения. Передачи представляли собой к тому же приятное зрелище. Через телевидение зрители познакомились со многими бальными танцами народов нашей страны: сударушка, русский лирический, туяны, полька-янка, картули, ятраночка, андижанская полька …

 

Интересен был путь создания телевизионных передач как вечеров молодежи. Вместе с коллективами бальных танцев ребята танцевали медленный вальс и танго, румбу, поксу-польку…

 

Со временем «Танцевальный зал» стал своеобразным методическим центром для многочисленных ансамблей, кружков и студий бального танца. Зрители обращались в редакцию за советами по вопросам репертуара, музыкального сопровождения, костюмов.

 

К сожалению, передача выходила не каждый месяц. Во многом, из-за того, что Светлана Богатырева (редактор) спорила с начальством, в том числе и с нами, «пробивала» новые костюмы с короткими юбками (а это осуждалось), новую, современную музыку, оригинальные движения в танце (некоторым зрителям они казались слишком вольными).

 

Почти две трети всех программ редакции народного творчества составляли концерты из песен советских композиторов, народных мелодий (в оригинальном звучании и в обработке), произведений русской, советской и зарубежной классики.

 

Именно эти передачи больше всего нравились зрителям – от 57% до 70% опрошенных. Выходили в эфир они почти каждый день – то в виде выступлений отдельных самодеятельных коллективов, то в форме специальных, организованных по разным принципам передач.

 

Рубрики и циклы менялись год от года, менялись названия. Менялись редакторы и режиссеры, но основой продолжали оставаться выступления самодеятельных хоровых и танцевальных коллективов. В телепередаче показывали свои репертуары лучшие коллективы бальных танцев страны, среди них народный ансамбль бального танца "Каштан", Киев.

 

В Киевском Дворце спорта в апреле 1972 года состоялся первый Республиканский конкурс исполнителей бальных танцев, организованный Украинским Республиканским советом профсоюзов и Министерством культуры УССР.

 

73 тацевальные пары из всех областей и регионов Украины боролись за право представлять нашу Украину на первом Всесоюзном конкурсе исполнителей бального танца в Москве в июле-августе 1972 года.

 

Финалистами конкурсу стали 25 танцевальных пар из разных городов Украины. Победители конкурса определились сразу.

 

Первое место заняли Валерий Корзинин, учитель иностранного языка Киевской средней школы №32 и Валентина Меняйленко, студентка Киевского пединститута имени Горького.

 

На втором месте Станислав Шкляр, лаборант Донецкого медицинского института и Ирина Чубарець, студентка Донецкого политехнического института.

 

На третьем месте Валерий Назеретян, инженер Киевского института органической химии и Таисия Даниленко, студентка Киевского театрального института имени Карпенко Карого.

 

Народный артист Советского Союза В.И.Вронский от имени Украинского Республиканского Совета профсоюзов и Министерства культуры Украины вручил каждому финалисту награды.

 

Свои призы вручили представители республиканских газет и журналов.

 

Призом газеты "Молодь України" были удостоены самые младшие участники  и финалисты  Республиканского конкурса,  исполнители бальных танцев – ученики средней школы №3 из Евпатории Елена Миронова и Евгений Прудов.

 

Призеры газеты «Молодь України» - бронзовая пара конкурса бального танца, которые проводился среди школьников Украины, неоднократные участники межобластных, республиканских и всесоюзных конкурсов. Юные финалисты этого конкурса – одни из немногих в Украине, которые танцевали по классу «С».

 

Елена и Евгений танцевали в паре 3 года, За это время они стали победителями первого республиканского конкурса бальных  танцев среди школьников, за что награждены призом  газеты "Молодь України". Они стали дипломатами всесоюзного конкурса в Ленинграде (1971 год), финалистами межгородского конкурса во Львове (1972 год), показали исполнительское мастерство на последних конкурсах, которые проводили в Каунасе, Литва, постоянные участники традиционных праздников бального танца «Киевские каштаны». Поэтому успех Елены Мироновой и Евгения Прудова был не исключением.

 

Много труда  и  профессионального мастерства отдал юным призерам пары их художественный руководитель Сергей Александрович Гладиш. Более 10 лет он успешно работал с молодыми талантами.

 

На первый Всесоюзный конкурс исполнителей бальных танцев были отобраны 10 танцевальных пар:

 

Корзинин В. - Меняйленко В. - Киев,

Шкляр С . – Чубарец И. - Донецк,

Назаретян В - Даниленко Т. - Киев,

Калиниченко Б, - Костюк О. – Киев,

Бугель А. - васильченко Т. - Киев

Одуд А. - Рябошапко Б. - Киев,

Кулак А, - Мусина Л. - Киев,

Часов А. - Зеленая Л. - Запорожье,

Федорченко Ю. - Бондурко Н.- Запорожье,

Гончаренко Б. – Старостина Н. - Запорожье.

 

        Республиканский конкурс стал показательной школой  хореографическо-воспитательной эстетики. После конкурса возникли сотни новых студий, ансамблей, кружков бальных танцев. И такая работа велась не только в клубах, Дворцах культуры, но и в средних школах.

 

 

 

 

Материал подготовил Александр Куценко, Киев

 

 

.



Обновлен 03 окт 2016. Создан 02 июл 2016