Итоги 2 Всесоюзного конкурса исполнителей бальных танцев в Киеве, 1975 год

 

Итоги 2 Всесоюзного конкурса исполнителей бальных танцев в Киеве, 1975 год




 

В 1975 году с 31 мая по 3 июня в Киевском Дворце спорта прошел заключительный тур II Всесоюзного конкурса. Он привлек огромное число танцоров и проходил в несколько этапов с отборочными турами. Около 100 тысяч юношей и девушек-участвовали в районных, городских, обласных, краевых и республиканских конкурсах исполнителей бальных танцев.

 

Лучшие из них приехали со всех концов страны в город-герой Киев, чтобы побороться за звание лауреатов и дипломатов Второго Всесоюзного конкурса исполнителей бальных танцев.

 

Большая работа по подготовке к новому конкурсу была проведена в Советском Союзе и Украине.

 

В 1974 г. издается учебное пособие «Современный бальный танец» под редакцией В. М. Стриганова и В. И. Уральской, которое отражает репертуар, методику преподавания в середине XX в., дает характеристику состояния массового танца.

 

Создается Заочный народный университет искусств, где проблеме бального танца уделяется большое внимание. В этот период деятелей хореографического искусства призывают создавать бальные танцы на основе многонациональной культуры Советского Союза.

 

Издаются библиотечки в помощь руководителям танцевальных коллективов. Записи бальных танцев в этот период осуществляли Школьников, Степанова, Богаткова, Шарыгин и многие другие, активно сотрудничая с Центральным домом народного творчества (ЦДНТ) и методическим кабинетом Министерства культуры СССР. Эти записи становятся популярными в репертуаре обучения, пропагандируются на танцевальных площадках, на их основе проводятся конкурсы сольных пар, ансамблей и т. д. В те годы вышел и ряд постановлений по пропаганде массового бального танца.

 

 Например, в 1973 г. Министерством культуры СССР, Управлением клубных учреждений и ЦДНТ им. Н. К. Крупской издается сборник документов. В нем печатается приказ министра культуры СССР от 6 апреля 1970 г. № 171, подписанный Е. А. Фурцевой, «О задачах органов культуры по созданию, пропаганде и распространению современных бальных танцев». Там же – постановление секретариата Т. Б. Нарская Массовый бальный танец в культуре современной России Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011 / 1 74 ВЦСПС от 15 июля 1971 г. «О проведении конкурса исполнителей бальных танцев» и приказ министра культуры РСФСР Н. А. Кузнецова от 20 августа 1971 г. «Об участии органов и учреждений культуры РСФСР во Всесоюзном конкурсе исполнителей бальных танцев». В 1974 г. при непосредственном участии секретариата ЦК ВЛКСМ выпускается другой сборник документов по бальному танцу, объявляется Всероссийский смотр-конкурс танцевальных площадок. В реали зации постановлений правительства были заняты деятели хореографического искусства, преподаватели учебных заведений культуры и искусства.

 

В СССР продолжали показывать на центральном телевидении развлекательную передачу «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЗАЛ», которая посвящалась бальной хореографии. Первые выпуски рубрики появились на экране в 1970 году. Они помогли распространению бального танца, его новинок, красивой манеры исполнения. Передачи представляли собой к тому же приятное зрелище. Через телевидение зрители познакомились со многими бальными танцами народов нашей страны: сударушка, русский лирический, туяны, полька-янка, картули, ятраночка, андижанская полька …

 

Интересен был путь создания телевизионных передач как вечеров молодежи. Вместе с коллективами бальных танцев ребята танцевали медленный вальс и танго, румбу, поксу-польку…

 

Со временем «Танцевальный зал» стал своеобразным методическим центром для многочисленных ансамблей, кружков и студий бального танца. Зрители обращались в редакцию за советами по вопросам репертуара, музыкального сопровождения, костюмов.

 

К сожалению, передача выходила не каждый месяц. Во многом, из-за того, что Светлана Богатырева (редактор) спорила с начальством, в том числе и с нами, «пробивала» новые костюмы с короткими юбками (а это осуждалось), новую., современную музыку, оригинальные движения в танце (некоторым зрителям они казались слишком вольными).

 

Почти две трети всех программ редакции народного творчества составляли концерты из песен советских композиторов, народных мелодий (в оригинальном звучании и в обработке), произведений русской, советской и зарубежной классики.

 

Именно эти передачи больше всего нравились зрителям – от 57% до 70% опрошенных. Выходили в эфир они почти каждый день – то в виде выступлений отдельных самодеятельных коллективов, то в форме специальных, организованных по разным принципам передач.

 

Рубрики и циклы менялись год от года, менялись названия. Менялись редакторы и режиссеры, но основой продолжали оставаться выступления самодеятельных хоровых и танцевальных коллективов. В телепередаче показывали свои репертуары лучшие коллективы бальных танцев страны, среди них народный ансамбль бального танца "Каштан", Киев.

 

В Москве выпущен комплект грампластинок с танцевальным репертуаром.

В Николаеве на базе народного ансамбля бального танца "Грация" был проведен Всесоюзный семинар руководителей ансамблей бальных танцев.

 

Большая работа по подготовке к новому конкурсу была проведена в Украине.

 

Было принято Положение о школы и студии бальных танцев. 3 января 1975 утвержденное Министерством образования УССР и согласовано с Министерством финансов СССР выходит Положения ''О платных кружках музыкального воспитания и хореографическах кружках при начальных, восьмилетних и средних общеобразовательных школах Украинской ССР". Кружки музыкального воспитания и хореографические кружки при начальных, восьмилетних и средних общеобразовательных школах организуются по желанию родителей и на основе полной самоокупаемости. По-прежнему кружкам бального танца предлагается заниматься один раз в неделю 45 минут.

 

По примеру Центрального телевидения СССР редакция музыкальных программ Республиканского телевидения организовала цикл телепередач "Танцуйте с нами", в которых принимали участие лучшие танцевальные коллективы:

народный ансамбль бального танца "Каштан", Киев;

народный ансамбль бального танца "Грация", Николаев;

лауреаты, дипломанты первого Республиканского, Всесоюзного конкурсов.

 

Разучивались бальные танцы из программы второго Всесоюзного конкурса исполнителей бальных танцев. Из писем, поступивших в редакцию Республиканского телевидения, сделан вывод, что передача нашла отклик в сердцах молодежи, вызвала интерес к этому виду искусства.

 

Немалую помощь в подготовку к конкурсу внес Республиканский дом художественной самодеятельности профсоюзов. Был проведен ряд семинаров в различных областях, и регионов Украины с участием лучших педагогов Киева и других городов.

 

Издательство «Мистецтво» в Киеве выдало сборник бальных танцев «Ритмы» с записью бальных танцев и музыкального сопровождения. В Украине в то время действовало более 4 тысяч детских кружков бального танца в которых занимались 600 000 школьников.

 

Танцевальные коллективы и ансамбли участвовали в пропаганде бальных танцев, выступающие на танцевальных площадках и клубах, дворцах культуры и вечерах отдыха молодежи. Во всех областях и регионах Украины прошли конкурсы исполнителей бальных танцев, которые показали большое желание молодежи красиво и правильно танцевать, высокую культуру и исполнительское мастерство всех танцоров.

 

Жюри конкурса возглавляли Константин Сергеев, художественный руководитель Ленинградского хореографического училища имени А.Я. Вагановой народный артист СССР, лауреат Государственной премии, заместитель председателя жюри, И. Сухишвили, художественный руководитель Государственного ансамбля народного танца Грузии, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, Майоров Г.А., представитель от Украины балетмейстр Киевского ордена Ленина академического театра оперы и балета имени Т.Г.Шевченко и другие.

 

Да, и из остальных членов жюри, прекрасных специалистов в области балета и народного танца, только двое были специалистами в области бального танца. Это Чайковский А.Н., внештатный методист по бальной хореографии Республиканского Дома художественной самодеятельности УССР, Веверис А.Ф. методист Республиканского Дома народного творчества имени Э.Мелнгайлиса Латвийской ССР.

 

Профессиональная система судейства в те годы еще не сформировалась.

 

31 мая 1995 года начался Всесоюзный конкурс новых советских бальных танцев. На конкурсе желанной и дорогой была оригинальная танцевальная пара из Камчатки Лида Сатбаидина и Сергей Кавевтегин, посланцы Коряцкого национального округа Российской федерации показали свой оригинальный танец «Вывенька», созданный на основе народной пляски корякских рыбаков. С особой дружески и теплотой встретили их зрители.

 

Затем состоялись торжественное открытие II Всесоюзного конкурса исполнителей бальных танцев, показательные выступления лауреатов 1-го Всесоюзного конкурса исполнителей бальных танцев, показ новых советских бальных танцев. И в заключении этого дня прошли показательные выступления танцевальных пар из социалистических пар.

В программе 2-му Всесоюзому конкурсу исполнителей бальных танцев было опубликовано приветствие ВЦСПС, Министерства культуры СССР и ЦК ВЛКСМ к участникам конкурса.

 

"Дорогие друзья!

Сегодня в этом замечательном Дворце спорта яркий, красочный праздник - заключительный тур 2 Всесоюзного конкурс исполнителей бальных танцев. Десятки тысяч юношей и девушей -колхозники, рабочие, учителя, врачи участвовали в районых, городских, областных, краевых и республиканских конкурсах исполнителей бальных танцев. Лучшие из них приехали со всех концов нашей необъятнойц страны в город-герой Киев, чтобы бороться за звание лауреатов и дипломатов Второго всесоюзного конкурса.Пожелаем же им творческих успехов, а вам радостных встреч с прекрасным миром искусства танца".

 

Особенно хотелось отметить выступление народного ансамбля бального танца "Каштан" при заводе "Ленинская кузница", Киев под руководством лауреата 1 Республиканского конкурса исполнителей бальных танцев Бориса Калиниченко. Они великолепно исполнили латиноамериканский танец «Пасодоболь» под бурные аплодисменты зрителей.

 

1 и 2 июня 1975 года участники конкурса исполняли по три танца из двух групп (из восьми танцев советской и международной программ) по выбору.

 

В первую группу входили такие советские танцы:

«Сударушка», «Русский лирический», «Йоксуполька», «Рилио», «Разрешите пригласить», «Ятраночка», «Туяна», «Вару-вару».

 

В другую группу входили танцы из европейской и латиноамериканской программ:

«Медленный вальс», «Венский вальс», «Медленный фокстрот», «Быстрый фокстрот», «Танго», «Самба», «Пасодоболь», «Ча-ча-ча».

 

Основные критерии оценки исполнения бальных танцев:

-музыкальность

-выразитльность

-техничность.

 

Оценка исполнителей определялась жюри закрытым голосованием. Победители стали танцевальные пары, набравшие наибольшую сумму баллов.

 

В финале 15 танцевальных пар. Среди них Алексей Беляев, студент и Людмила Таркова-техник, химик из Ленинграда, их тренер Ольга Симонова, лауреат 1-го Всесоюзного конкурса исполнителей бальных танцев.

 

Они танцуют в паре более года, и несмотря на то, что напряженно готовились к конкурсу, мало верили в то, что войдут в финал конкурса. Ведь здесь собрались и настоящие мастера танца.

 

Более уверенно чувствовали себя финалисты конкурса Нина Салгале и Улдис Салгалис из Латвии.-В паре мы танцуем 5 лет. Это не первое наше выступление. В 1972 году стали дипломатами 1 Всесоюзного конкурса исполнителей бальных танцев. А перед нами – еще большая задача. Будем повышать мастерство, артистизм.

 

3 июня 1975 года жюри определило победителей конкурса, назвало фамилии обладателей специальных призов, учрежденных организациями, редакциями многих газет и журналов.

 

Вручены награды лауреатам и дипломантам конкурса, исполнителям и авторам новых советских бальных танцев В финале участвовало 15 танцевальных пар.

 

Лауреатами Всесоюзного конкурса названо 11 пар.

 

Победителями этого конкурса стали

Станислав Попов, инженер и Людмила Поповы, техник-строитель, Москва, РСФСР.  

Они продемонстрировали безоговорочное преимущество и в международном, и в советском разделах.

 

Второе место заняли Марианна Линг, служащая-Арво Сандберг, культпросветработник, Таллин (Эстония). Третье место завоевали студенты радиотехнического института Надежда Бирун-Михаил Бирун (Минск, Белоруссия). Лауреатами конкурса также стали Скайсте Идзелевичене, балетмейстер и Ромуальдас Изделевичюс, мастер судостроительного завода, Клайпеда, Литва.  

 

Лауреатом конкурса стали украинские танцевальные пары - Станислав Шкляр, кульпросветработник-Ирина Чубарец инженер-химик (Донецк), студенты Киевского института культуры имени А.Е.Корнийчука Олег Касьянов-Елена Касьянова (Киев), будущие педагоги из Ивано-Франковска Владимир Смирнов - Наталия Конова. Их искусство достойно высокой оценки.

 

Специальный приз завоевала киевская пара Олег Касьянов и Елена Касьянова за элегантность и очарованье. Кстати создавал, конструировал и сам шил бальное платье для Елены Касьяновой Олег Касьянов.

 

2-й Всесоюзный конкурс порадовал зрителей новыми советскими бальными танцами. Цифри эти поражают. В соревновании брали участие 33 танца, созданы в кульпросветительных учреждениях 12 республик Советского Союза. 

 

Новые советские бальные танцы представленные на конкурс.

 

РСФСР -  танец "Современник", хореограф Н.Савицкая, танец "Лебедушка", хореограф Л.Шиманаева, танец"Аэлита", хореографН.Крымов, тане "Вывенька", хореограф С.Кевевтегин, муз.народная, танец "Тройка", хореограф Ю.Эминов.

 

УССР - танец "Закарпатский бальный", хореограф А.Кривохижа, композитор Б.Кваша,

танец"Запорожские узоры", хореограф Б.Стрельбицкая, композитор Л.Пивоваров,

танец "Славутянка", хореограф Л.Онищенко, композитор В.Тофанюк

танец "Веселка", С.Шкляр".

 

БССР - танец Белорусский молодежный", хореограф Г.Трубкин, композитор В.Романцов,

танец "Белорусская полька", хореограф О.Реутова, композитор Л.Моллер,

танец "Присюды" хореограф, А.Алексеенко, композитор А.Мельников,

танец "Вяселка", хореограф Э.Рудашевская.

 

Грузинская ССР - танец "Мзиури", хореограф Т.Сонадзе, композитор А.Раквиашвили,

танец "Мтиулури". хореограф а.Татарадзе, музыка народная

 

Азербайджанская ССР - танец "Бакинские ритмы", хореограф Т.Саркисян, композитор Н.Аливердибеков,

танец "Джалаля", хореограф К.Гасанов, композитор Т.Бабаев,

танец "Хазар", хореограф К.Гасанов, композитор Полад Бюль-Бюль-оглы,

танец Азербайджан", хореограф К.Гасанов, композитор Полад Бюль-Бюль-оглы

 

Модавская ССР - танец "Модавский лирический", хореограф В.Рыжиков,

танецМолдовская мелодия", хореограф В.Рыжиков,

танец Бэтута" фамилия хореографа отсуствет, узыка народная

 

Латвийская ССР - танец "Добрый вечер", хореограф И.Билянский, композитор Вигнер

танец Вилкис", хореограф И.Калниньш, композитор А.Кублинский

 

Киргизская ССР - танец "Назгуль", хореограф Щербанюк, композитор Давлефов,

танец Ай-Эжике", хореограф Ф.Кобеков, композитор Эшпаев,

 

Туркменская ССР - танец "Каракумские узоры", хореограф Х.Ширинский, композиторы Ч.Нурымов,

 

Армянская ССР - танец "Армянский бальный", хореограф А.Гарибян, композитор Х.Аветисян

танец Молодежный бальный", хореограф Э.Мурадян, композитор Ц.Амбарцумян,

танецЛикование", хореограф С.Гандижумян, В.Котоян,

танец "Веселое настроение", хореограф О.Шаманян, композитор Ц.Амбарцумян

 

Казахская ССР - танец Бакыт жыры", хореограф фамилия отсуствует, композитор Р. Байконырова

 

Таджикская ССР - танец "Современный бальный", хореограф М.Умаров, композитор Ш.Пулоди.

 

 

 

дни из лучшие из них «Лебедушка», Л.Шиманаевой, «Вывенька» С.Кавевтегина, «Славутянка» Л.Онищенка, «Полька - Веселка» С.Шкляра, «Современник» Н.Савицкой, «Вяселка», Э.Рудашевской, «Мэиури» Т.Сонадзе и другие.

 

Вручены награды авторам лучших из 32 новых танцев, представленных на конкурсе.

 

В числе танцев, отмеченных второй премией (первой жюри решило не присуждать) - «Славутянка» (хореограф Л.Онищенко, композитор В.Тофанюк). Еще один украинский танец – полька «Веселка», созданный Станиславом Шкляром, награжден третьей премией. Специальным призом газеты «Комсомольское знамя», финалисты 2 го республиканского конкурса А.Коломоец – Т.Ярошенко получили дипломы 1 степени. Приз, утвержденный газетой «Комсомольское знамя» для участников заключительного тура 2 – го Всесоюзного конкурса исполнителей бальных танцев, увезли в Армению ереванские школьники Гаяне Арутюнян и Арик Мхоян.

 

Один из финалистов конкурса Улдиса Салгалис, Рига, Латвия для которого проведение в Киеве дня вряд ли можно назвать отдыхом, отвечая на вопрос о том, какое впечатление оставил у него этот конкурс. отметил, что его организаторам пришлось много потрудиться, чтобы он был впечатляющим.

 

Конечно, для методиста Минского областного Дома художественной самодеятельности О.П. Реутовой Минск (Белоруссия), например, очень важно то, что две из четырех белорусских танцевальных пар стали финалистами конкурса. Но не менее важен для нее, как и для многих других минчан, тот факт, что в ансамбле Дворца культуры тракторного завода, воспитанниками которого являються эти пары, занимались более 300 юношей и девушек, что студенты Надежда Бирун – Михаил Бирун, добившиеся победы, обучают в школе бальных танцев, несут это искусство на площадки города.

 

Украинская газета «Культура і життя» установила приз на лучшее исполнение советского бального танца. Студенты Хабаровского мединститута Е.Паршина-А.Непомнящих, которые завоевали эту награду, безусловно одаренные танцоры.

 

Состоялись заключительные выступления лауреатов 1 и 2 Всесоюзных конкурсов исполнителей бальных танцев и танцевальных пар из социалистических стран, состоялся показ новых советских бальных танцев.

 

Ценно то, что бальные танцы, завоевывают популярность там, где совсем недавно знали о них понаслышке: прислали  на конкурс своих представителей ансамбли бального танца.

 

Всесоюзный конкурс стал показательной школой хореографическо-воспитательной эстетики. После конкурса возникли тысячи новых студий, ансамблей, кружков бальных танцев. И такая работа велась не только в клубах, Дворцах культуры, но и в средних школах. В конце 1975 года в телепередаче «Танцевальный зал» Центральное телевидение показало выступление победителей 2 Всесоюзного конкурса Станислава и Людмилы Поповы, народного ансамбля бального танца «Каштан» Киев и ряд лучших коллективов бальных танцев Молдавии. Сьемки проводились  в Кишеневе.

 

 

Материал подготовил Александр Куценко, Киев

 

 

.



Обновлен 05 мар 2017. Создан 25 мая 2016