Итоги Второго республиканского конкурса исполнителей бальных танцев в Запорожье, 1975 год

 

Итоги Второго республиканского конкурса исполнителей бальных танцев в Запорожье, 1975 год




 

     С 22 по 24 января 1975 года в Запорожье состоялся второй Республиканский конкурс исполнителей бальных танцев. Укрпрофрада, Министерство культуры, ЦК ЛКСМУ - его организаторы - начали конкурс районными, городскими, областными финалами прошлого, 1974 года.

 

     Первый конкурс состоялся в конце апреля 1972 года. Победителями конкурса стали Валентина Меняйленко (ныне-Федорчук) -Валерий Корзинин, г.Киев, второе место заняли Ирина Чубарець-Станислав Шкляр, Донецк, на третьем-Таисия Даниленко-Валерий Назеретян, Киев.

 

    Большая работа по подготовке к новому конкурсу была проведена в Советском Союзе и Украине.

 

      В Москве выпущен комплект грампластинок с танцевальным репертуаром. На Центральном канале выходила передача "Танцевальный зал", в которой показывали свои репертуары лучшие коллективы бальных танцев страны, среди них народный ансамбль бального танца "Каштан", Киев.

 

     В СССР появилась развлекательная передача «Танцевальный зал» посвящена бальной хореографии. Первые выпуски рубрики появились на экране в 1970 году. Они помогли распространению бального танца, его новинок, красивой манеры исполнения. Передачи представляли собой к тому же приятное зрелище. Через телевидение зрители познакомились со многими бальными танцами народов нашей страны: сударушка, российский лирический, туяна,  ятраночка ...

 

     Интересный был путь создания телевизионных передач как вечеров молодежи. Вместе с коллективами бальных танцев ребята танцевали медленный вальс и танго, румбу, йокс-польку ...

 

     Впоследствии «Танцевальный зал» стал своеобразным методическим центром для многочисленных ансамблей, кружков и студий бального танца. Зрители обращались в редакцию за советами по вопросам репертуара, музыкального сопровождения, костюмов.

 

     К сожалению, передача выходила не каждый месяц. Во многом из-за того, что Светлана Богатырева (редактор) спорила с начальством, в том числе и с нами, «пробивала» новые костюмы с короткими юбками (а это осуждалось), новую,современную музыку, оригинальные движения в танце (некоторым зрителям они казались слишком свободными).

 

     Почти две трети всех программ редакции народного творчества составляли концерты из песен советских композиторов, народных мелодий (в оригинальном звучании и в обработке), произведений русской, советской и зарубежной классики.

 

     Именно эти передачи всего нравились зрителям - от 57% до 70% опрошенных. Выходили в эфир они почти каждый день - то в виде выступлений отдельных самодеятельных коллективов, то в форме специальных, организованных по разным принципам передач.

 

     Рубрики и циклы менялись из года в год, менялись названия. Менялись редакторы и режиссеры, но основой продолжали оставаться выступления самодеятельных хоровых и танцевальных коллективов.

 

     Принято Положение о школы и студии бальных танцев. 3 января 1975 утвержденное Министерством образования УССР и согласовано с Министерством финансов СССР выходит Положения '' О платных кружки музыкального воспитания и хореографические кружки при начальных, восьмилетних и средних общеобразовательных школах Украинской ССР '. Кружки музыкального воспитания и хореографические кружки при начальных, восьмилетних и средних общеобразовательных школах организуются по желанию родителей и на основе полной самоокупаемости. По-прежнему кружкам бального танца предлагается заниматься один раз в неделю 45 минут.

 

По примеру Центрального телевидения редакция музыкальных программ Республиканского телевидения организовала цикл телепередач "Танцуйте с нами", в которых принимали участие лучшие танцевальные коллективы:

-народный ансамбль бального танца "Грация", Николаев

народный ансамбль бального танца "Каштан", Киев;

-лауреаты, дипломанты первого Республиканского, Всесоюзного конкурсов.

 

Разучивались бальные танцы из программы второго Всесоюзного конкурса исполнителей бальных танцев. Из писем, поступивших в редакцию Республиканского телевидения, сделан вывод, что передача нашла отклик в сердцах молодежи, вызвала интерес к этому виду искусства.

 

Немалую помощь в подготовке к конкурсу подал Республиканский дом художественной самодеятельности профсоюзов. Был проведен ряд семинаров в различных областях, и регионов Украины с участием лучших педагогов Киева и других городов. В Николаеве на базе народного ансамбля бального танца был проведен Всесоюзный семинар руководителей ансамблей бальных танцев.

 

Издательство "Искусство" в Киеве выдало сборник бальных танцев "Ритмы" с записью бальных танцев и музыкального сопровождения. В Украине в то время действовало более 4000 детских кружков бального танца в которых занимались 600 000 школьников.

 

Танцевальные коллективы и ансамбли участвовали в пропаганде бальных танцев, выступающие на танцевальных площадках и клубах, дворцах культуры и вечерах отдыха молодежи. Во всех областях и регионах Украины прошли конкурсы исполнителей бальных танцев, которые показали большое желание молодежи красиво и правильно танцевать, высокую культуру и исполнительское мастерство всех танцоров.

 

Запорожье не случайно стал местом проведения конкурса. Бытовая хореография приобрела здесь большого развития. Законодателем бальной моды является ансамбль бального танца "Проминь" Дворца культуры энергетиков (руководитель Лариса Бочкович). Этот коллектив, к которому состав вошли 300 человек, - многократный победитель конкурсов в Ленинграде, Новосибирске, Барнауле, Горьком, Киеве. Почти каждый член ансамбля  на общественный началах вел молодежный кружок. Коллектив был создан в 1967 году март месяц.7 лет. Они за это время обучили более 5000 человек танцевать, научили любить музыку. Более 800 выступлений коллектива на сцене, танцевальных площадках участие. Юноши и девушки участвовали в 120 танцевальных конкурсах. Наиболее популярные танцевальные пары ансамбля коллектива Григорий Бондаренко-Валентина Рогатая, Владимир Никитин-Надежда Бондарчук, Александр Щербань-Алла Савченко, Сергей Харченко-Елена Дядько.

 

Республиканский конкурс показал хорошее явление. В ряде городов плодотворно работают студии, возникли ансамбли бальных танцев (два из них - в Киеве и Николаеве, участники которых получили высокое звание народных), участники которых не только сами прекрасно танцевали над созданием новых композиций на материале украинской народной хореографии. Перед ансамблями бальных танцев - большое будущее. Они стали базой для широкого балетмейстерского поиска. Мобильность коллективов позволяло им совершать поездки для показательных выступлений, где они снимали зрителя с бальной хореографией в ее новаторских формах.

 

Огромную воспитательную работу осуществлял и самодеятельный народный ансамбль бального танца "Грация" Черноморского судостроительного завода города Николаева (руководитель Л.Сливняк). По инициативе участников коллектива созданы бальные студии при рабочих коллективах. Их полюбили на Николаевщине, а их концерты собирали много зрителей. Своими силами они давали концертную программу на два отделения. В ансамбле всегда искали новые формы выступления. Это и тематические композиции совместно с вокальным ансамблем "Корабль", или оперной студией, участие в самодеятельном мюзик-холле и в отчетных концертах областной народной филармонии.

 

Коллектив "Грация" дважды награжден золотыми медалями республиканских фестивалей. В ансамбле осознавали что необходимо успешно выступить на концертах, быть активными пропагандистами бальных танцев, повышать массовую танцевальную культуру. Для этого они организовали показ и разучивание танцев на танцплощадках, в парках культуры.  В общежитии Черноморского судостроительного завода открыли школу бальных танцев.

 

Три дня в запорожском Дворце спорта "Юность", который превратился в большую бальную залу звучала классическая музыка, народные мелодии, современные ритмы. Каждая из 72 элегантных пар - юноши в черных фраках

девушки в легком бальном наряде - боролась за право называться грациозных, неотразимой.

 

19 новых советских бальных танцев были представлены на суд зрителей и жюри. Среди них «Закарпатский бальный», «Буковинский танец», «Закарпатские узоры», «Волынский бальный» и другие.

 

Главные призы победителям установленные Оргкомитетом, ЦК ЛКСМУ, Республиканским домом художественной самодеятельности, Центральным домом народного творчества, Запорожским областным музыкально-драматическим театром имени М.Щорса, Запорожским областным домом художественной самодеятельности, Запорожским обкомом ЛКСМУ, областным домом народного творчества.

 

Кроме этого были установлены и специальные призы: за лучшую музыку к бального танца »- Союзом композиторов УССР, «Элегантной танцевальной паре »- журналом « Социалистическая культура »,«Молодой танцевальной паре»- газетой «Комсомольское знамя»...

 

22 января 1975 состоялось торжественное открытие Республиканского конкурса. На паркете выступили лучшие ансамбли бальных танцев республики «Каштан» из Киева, «Грация» из Николаева, «Проминь» из Запорожья и коллективы из Днепропетровска и Донецка. Свое мастерство показали перед зрителями лауреаты 1 Республиканского конкурса исполнителей бальных танцев , дипломанты 1-го Всесоюзного конкурса.

 

23 января первыми на обсуждение жюри были представлены 19 новых советских танцев. 11 из них соревновались в полуфинале, а 6 лучших вышли в финал осмотра. Зрителям предложили легкая «Полька-радуга», бодрая «Калинка», современные «Любимые ритмы», веселые «Карпатский новый», и Закарпатский бальный», «Славутянка»,«Карусель» и лирический  «Запорожские узоры».

 

24 января главном же соревнования, конкурс 72 пар, начались с четвертьфинала. Танцы республиканского смотра были разделены на 2 группы. В первой - «Ятраночка», «Русский лирический», «Сударушка», «Вару-вару», ,«Йоксу-полька, «Разрешите пригласить», «Туяна», и для Украины - «Украинский лирический». Во второй - «Медленный вальс», «Танго», «Квикстеп», «Венский вальс», «Медленный фокстрот», «Ча-ча-ча», «Самба» и «Пасодобль».

 

Каждая танцевальная пара по желанию выбирала для исполнения по три танца из каждой группы. Судейство в четвертьфинале было закрытым, поэтому с таким нетерпением ожидались его результаты. На вечерние полуфинальные соревнования прошли 32 танцевальные пары. Полуфинал судьи оценивали уже открыто по 5-балльной системе. В финале приняли участие 12 танцевальных пар. А расположились финалисты в таком порядке.

 

И.Чубарець - С. Шкляр (Донецк) -1 место;

Е.Касьянова - О.Касьянов (Киев) -2 место;

Л.Зеленая - А. Часов (Запорожье) - 3 место.

Л.Борисенко - М.Саприкин (Запорожье), 4 место

Н.Кононова - В.Смирнов (Ивано-Франковск) - 5 место

В.Рогата - Г.Бондаренко (Запорожье) - 6 место

В.Калиниченко - В.Захарченко (Киев) -7 место

Г.Морозова - В.Бузовський (Донецк) - 8 место

Н.Бандурко - В.Никитин (Запорожье) 9 место

Т.Ярошеня-А.Коломиець (Киев) - 10 место

Н. Казина - П.Ломако (Киев) - 11 место

Т. Кащенко - С.Стовбун (Харьков) - 12 место

 

Несколько о победителях конкурса. Ирина Чубарець инженер-химик, Станистав Шкляр, преподаватель танцев Донецкого Дворца пионеров. Танцуют 6 лет. Правда вместе в паре три года. Оба участники бального танца «Ролл» при Донецком Доме учителя. Там и познакомились - уже 2 года как поженились. Учатся у педагога Алексея Дмитриевича Ждановского.

 

Кроме того, во время конкурса была создана сборная команда Украины для участия во Всесоюзном конкурсе:

 

Участникам конкурса были вручены дипломы и специальные призы.

 

Среди них отмечены следующие танцы и их авторы: "Закарпатский бальный" (авторы А.Кривохижа, музыка Б.Кваша), полька "Радуга", (автор С.Шкляр), "Славутянка" (автор Л. Онищенко, музыка В.Тофанюк), "Запорожский узоры "(автор Б.Стрельбицька, музыка Л.Пивоваров).

 

От Украины на второй Всесоюзный конкурс исполнителей бальных танцев (май-июнь 1975 года) было отобрано 12 лучших пар и четыре новые композиции бальных танцев. Новый танец «Буковинский танец» решили рекомендовать для изучения в кружках и школах танцев.

 

В жюри вошли представители от Украины Г.Майоров, балетмейстер Киевского академического театра оперетты и балета имени Т.Г.Шевченко, А.Чайковский, внештатный методист по бальной хореографии Республиканского Дома художественной самодеятельности.

 

Республиканский конкурс стал хорошей школой для подготовки ко второму Всесоюзного конкурса. Можно сделать вывод, что бальные танцы на Украине изменился качественно. Он показал массовость - значительно возросло количество ансамблей бального танца, расширилась география бального танца.

 

Новые танцы, которые были показаны приобрели популярность среди танцоров, обогатили репертуар коллективов, изучали на танцевальных вечерах молодежи. А 4 танцы определены лучшими и рекомендованы для выполнения на втором Всесоюзном конкурсе.

 

Республиканский конкурс продемонстрировал высокое мастерство ведущих пар Украины, которые могли бы соперничать на равных с лучшими танцорами из других республик страны показательных выступлениях участвовали ансамбли бального танца республики, их выступления вились в настоящий праздник бального танца. Конкурс сопровождался эстрадно-симфонический оркестр, созданный на базе Октябрьского дворца культуры ВЦСПС Киева.

 

Республиканский конкурс показал хорошее явление. В ряде городов плодотворно работают студии, возникли ансамбли бальных танцев (два из них - в Киеве и Николаеве, участники которых получили высокое звание народных), участники которых не только сами прекрасно танцевали над созданием новых композиций на материале украинской народной хореографии. Перед ансамблями бальных танцев - большое будущее. Они могут стать базой для широкого балетмейстерского поиска. Мобильность коллективов позволяет осуществлять поездки для показательных выступлений, где они знакомлюсь зрителя с балльной хореографией в ее новаторских формах.

 

Однако в организации проведения конкурса было ряд недостатков:

недостаточно четко спланировано время проведения репетиций;

не подготовлены фонограммы, что затрудняло работу оркестра;

проведения конкурса в будние дни со среды 22 января по пятницу 24 января 1975 снизило воспитательную и пропагандистскую роль конкурса. Но в целом обзор был настоящим праздником и для зрителей, и для исполнителей.

 

Красота, изящество, грация, музыка царила 3 дня во Дворце спорта «Юность» город Запорожье.

 

Республиканский конкурс закончился. Он открыл дорогу лучшим пара в Киев, где должен состоятся в конце мая- начале июня второй Всесоюзный конкурс.

 

Главный итог все в другом. -тысячи юношей и девушек и тысячи зрителей еще ближе познакомились с очаровательным, поистине грациозным и возвышенным искусством, имя которому - бальные танцы.

 

 

На фото 1,2 - Станислав Шкляр и Ирина Чубарец

На фото 3,4,5,10 - Олег Касьянов и Елена Касьянова

На фото 6 - народный ансамбль бального танца Каштан, Киев

 

Материал подготовил Александр Куценко, Киев

 

 

.



Обновлен 16 фев 2017. Создан 22 мая 2016